Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рахлин, Натан Григорьевич

Рахлин, Натан Григорьевич

Педагоги

10 января 1906 - 28 июня 1979

советский дирижёр, педагог


Натан Григорьевич Рахлин (укр. Натан Григорович Рахлін; 28 декабря 1905 (10 января 1906), Сновск — 28 июня 1979, Казань) — советский дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат Сталинской премии второй степени (1952).

Биография

Натан Рахлин родился в Сновске в бедной еврейской семье. В раннем детстве освоил скрипку, играл в клезмерском ансамбле, в семь лет стал работать музыкантом в местном кинотеатре. В начале 1920-х годов служил трубачом в РККА, в бригаде Г. Котовского, с 1922 — участник духового оркестра Высшей военной школы в Киеве.

В 1923—1927 годах учился в Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского) (класс скрипки Д. С. Бертье). В 1930 году окончил Высший музыкально-драматический институт им. Н. Лысенко (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого) (класс дирижирования А. И. Орлова). В 1931—1935 годах заочно обучался музыкально-теоретическим предметам и композиции у М. О. Штейнберга (Ленинград).

По окончании обучения в Киеве был дирижёром первого симфонического оркестра на Радио в Харькове (1932—1934), работал в Куйбышеве (1934—1935), был инициатором создания, художественным руководителем и главным дирижёром симфонического оркестра в Сталинской филармонии (ныне Донецкая филармония) (1935—1937).

В 1937—1941 и 1946—1962 годах — главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Украинской ССР в Киеве.

В 1941—1945 годах — главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра СССР (Москва). Член ВКП(б) с 1947 года.

В 1957—1960 годах — художественный руководитель Симфонического оркестра Московской филармонии.

В качестве гастролёра работал с Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского) и другими оркестрами.

В 1966 году по приглашению Н. Г. Жиганова переехал в Казань, став главным дирижёром и художественным руководителем только что созданного Государственного симфонического оркестра Татарской АССР Татарской филармонии, где работал до конца жизни. За годы работы сформировал и воспитал коллектив, исполнил значительную часть мирового симфонического репертуара, часто гастролировал с оркестром.

В 1938—1966 годах (с перерывом) преподавал в Киевской консерватории (с 1946 — профессор). В 1967—1979 годах — профессор Казанской консерватории (ныне — имени Н. Жиганова). Среди его учеников — В. Д. Куценко и др.

Умер в Казани 28 июня 1979 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Семья

  • Дочь — Элеонора Натановна Рахлина (1934—2006), экскурсовод, краевед
    • Внук — Игорь (Григорий) Альбертович Лысенко (род. 1964), украинский скульптор.
  • Двоюродный брат — Леопольд Матвеевич Рахлин (1898—1994), учёный-медик (терапевт и кардиолог), доктор медицинских наук.

Творчество

Музыкант импровизационного и «чувственного» склада, Рахлин был особенно убедителен в романтическом репертуаре. Высшими его достижениями стали интерпретации «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза, симфонических поэм Ф. Листа, 6-й симфонии, симфонии «Манфред», фантазии «Франчески да Римини» и последних симфоний П. И. Чайковского, «Пассакальи» И. Баха-А. Гедике, 9-й симфонии Л. ван Бетховена, симфоний А. Дворжака.

Первый исполнитель Одиннадцатой симфонии Д. Д. Шостаковича (1957), многих оркестровых произведений украинских (Б. Н. Лятошинского, К. Ф. Данькевича, Г. И. Майбороды, В. Б. Гомоляки, Г. П. Таранова, В. С. Косенко, Л. Н. Колодуба и др.) и татарских (Н. Г. Жиганова, А. З. Монасыпова, А. Б. Луппова и др.) композиторов.

В репертуаре важное место принадлежит сочинениям советский композиторов: Н. Я. Мясковского, Р. М. Глиэра, Ю. А. Шапорина, Д. Б. Кабалевского, Т. Н. Хренникова, Г. В. Свиридова, В. И. Мурадели, Я. А. Иванова и др.

Рахлин охотно прибегал к ретушам для достижения необходимого звукового результата. Особое значение дирижёр придавал тембровому единству групп в совместном звучании, что формировало характерный «органный» тон его оркестра.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ