Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сапожникова, Надежда Михайловна

Сапожникова, Надежда Михайловна

Живопись

День рождения 26 марта 1877

она владела 11-ю произведениями художника, включая пять своих портретов


Надежда Михайловна Сапожникова (26 марта 1877—поздняя осень 1942) — русская художница и меценат. Происходила из купеческой семьи, образование получила в Казани; к живописи обратилась в возрасте 27 лет. Вместе с наставником — Н. И. Фешиным — совершила поездку в Париж, где в 1910—1912 годах училась в мастерских Вити и Ван Донгена. После возвращения держала собственную студию в Казани, оказывая материальную поддержку Фешину — она владела 11-ю произведениями художника, включая пять своих портретов. До 1925 года преподавала в Казани живопись и рисование, далее переехала в Москву. В 1930-е годы окончательно прекратила художественную деятельность, сохранилось очень мало живописных произведений Н. М. Сапожниковой, некоторые из них экспонированы в Художественной галерее «Хазинэ».

Биография

Надежда Михайловна Сапожникова родилась в Казани 26 марта 1877 года, и была седьмым ребёнком в семье купца Михаила Фёдоровича и Серафимы Ивановны Сапожниковых. Отец владел мануфактурным магазином. Хотя в семье было 11 детей, мать воспитывала их сама, без гувернантки. В 1888 году Надежду отдали в Мариинскую женскую гимназию, где она проявила явные способности к рисованию. Окончив курс в 1895 году, Надежда Михайловна получила звание домашней учительницы, преподавала в воскресной школе. Кроме того, она окончила музыкальную школу Р. Гуммерта. Эстетические её устремления выражались в резьбе по дереву и росписи фарфора; преподавательница росписи посоветовала Надежде Михайловне профессионально заняться искусством. Перед этим, Н. Сапожникова получила медицинское образование и стала сестрой милосердия, но оказалась слишком впечатлительной для работы в больнице. В 1904 году, когда ей было уже 27 лет, Надежда Сапожникова поступила в Казанскую художественную школу. Она демонстрировала заметные успехи, но полностью смогла реализовать свои таланты только после переезда в Казань Н. И. Фешина в 1908 году.

Надежда Сапожникова училась у Фешина, но, поскольку была старше его на 4 года, имела совершенно иной уровень культуры и общего образования, они быстро стали общаться на равных. В течение многолетней дружбы с Сапожниковой Н. Фешин написал пять её портретов, первый из которых появился в том же 1908 году. Назывался он по-разному: «Портрет Н. М. С. в шали», чаще, особенно на международных выставках, — «Портрет М-lle Сапожниковой». Фешин дебютировал с ним в Америке, на международной выставке «Carnegie Institute» в Питтсбурге.

В 1910 году Надежда Михайловна окончила Казанскую художественную школу и вместе с Фешиным отправилась в пенсионерскую поездку, посетив Берлин, Мюнхен, Верону, Венецию, Милан, Падую, Флоренцию, Рим, Неаполь, Вену. Путешествие закончилось в Париже. Фешин вскоре решил, что ему нечему учиться в Европе, и вернулся в Казань, в то время как Сапожникова осталась в Париже до 1912 года, работая в основном в открытой мастерской Ван Донгена. Ходили слухи о её близких отношениях с Фешиным, она так никогда не вышла замуж и не имела семьи и детей.

Вернувшись в Казань, Н. М. Сапожникова основала собственную студию, для которой её брат — Константин Михайлович — пристроил к зданию своей фирмы особое помещение в Петропавловском переулке (ныне — ул. Рахматуллина). Мастерская Сапожниковой быстро стала художественным центром Казани, здесь собирались художники — преподаватели и ученики. В воспоминаниях часто упоминаются пельмени и кофе, которыми угощали всех посетителей. В 1914—1916 годах, согласно неопубликованной рукописи К. Чеботарёва «Следы», она устраивала сеансы рисования обнажённой натуры, на которых работали только женщины-художники (в том числе Вера Вильковиская), а «мальчишки» не допускались; для художников-мужчин аналогичные сеансы проводились в другое время. Надежда Михайловна также была меценатом, помогала Фешину, — заказывая портреты своих родственников и друзей; также она вносила плату за обучение в Казанской художественной школе малообеспеченным ученикам. В её мастерской имелся рояль, на котором обычно играл её родственник К. Самарский, появился инструмент по настоянию Фешина, который был чрезвычайно музыкален.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ