Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Сапожникова, Надежда Михайловна: биография

В студии Сапожниковой Фешин исполнил резную мебель в неорусском стиле (большинство предметов не сохранилось). Художник бывал там почти каждый день, здесь были написаны многие его значительные работы, в том числе «Портрет Вари Адоратской» — племянницы Сапожниковой. Как художник Надежда Михайловна, в основном, специализировалась на портретах, вместе с Фешиным принимала участие в выставках в Казани. В 1913 году, Н. Сапожникова способствовала созданию музея кустарной промышленности Казанского губернского земства, для чего в её мастерскую направили двух учениц татарской прогимназии Аитовой.

После революции 1917 года Н. М. Сапожникова открыла в Казани бесплатную школу прикладного искусства для девочек, в 1919—1924 годах преподавала живопись на рабфаке Казанского университета. В тот же период она работала в АРХУМАСе, и приняла мастерскую Фешина после его отъезда в США. В 1925 году она покинула Казань и переехала к Адоратским в Москву. Последние её годы описывались противоречиво; по некоторым данным, в 1930-е годы она продолжала в Москве обучать рисованию. После перенесённой болезни перебралась в Николину Гору. По воспоминаниям племянницы — В. Адоратской — поздней осенью 1942 года у кого-то из соседей сбежала коза, Н. Сапожникова отправилась её искать и сильно простудилась; оправиться от болезни Надежда Михайловна так и не смогла.

Характеристика искусства. Выставки

Н. М. Сапожникова участвовала в казанских периодических выставках 1909, 1914, 1915 и 1916 годов, а также в 1-й и 2-й государственных выставках живописи, скульптуры и архитектуры (Казань, 1920 и 1921 года). К. Чеботарёв в обзоре периодической выставки Художественной школы 1909 года отмечал, что в портретных работах Надежды Михайловны проявились «чисто сапожниковские острота и верность характеристик», и что она — «больше портретист, чем сам Фешин».

По отзывам К. Чеботарёва, следствием обучения Сапожниковой у Ван Донгена стало использование в портретах «плоскостного» фона. В целом, о живописи Сапожниковой сложно судить: сохранилось очень немного её работ, и, по-видимому, ни она сама, ни её окружение не считали её серьёзным живописцем. По определению Г. Тулузаковой, искусство Сапожниковой «не претендует на особую значительность, но очень важно для характеристики художественной жизни Казани 1910—1920-х годов».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ