Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сатовский, Борис Иванович

Сатовский, Борис Иванович

Конструкторы

21 апреля 1908 - 12 июня 1989

один из основателей советской школы горного экскаваторостроения, главный конструктор горнорудного и доменного машиностроения Уралмашзавода, создатель первого в СССР шагающего экскаватора, разработчик самого большого в СССР шагающего экскаватора


Борис Иванович Сатовский (1908 — 1989) — один из основателей советской школы горного экскаваторостроения, главный конструктор горнорудного и доменного машиностроения Уралмашзавода, создатель первого в СССР шагающего экскаватора, разработчик самого большого в СССР шагающего экскаватора.

Биография

Родился 8 (21 апреля) 1908 года в Кутаисе (ныне Кутаиси, Грузия) в семье чиновника. Отец, Сатовский Иван Петрович был агроном — специалист по виноградорству — главный виноградарь в Абрау-Дюрсо.

После смерти отца в 1924 году с матерью и сестрой переехал в Новочеркасск.

В 1926 году окончил среднюю школу в Новочеркасске. В 1927 году поступил в Северо-Кавказский институт водного хозяйства и мелиорации, где учился до 1931 года, окончил 3 курса.

Трудовую деятельность Б. И. Сатовский начал в 1930 году помощником машиниста, а затем машинистом экскаватора при прохождении производственной практики на строительстве системы мелиорации на Кубани «Плавстрой» Наркомзема, где работали несколько экскаваторов американского производства. До 1932 года был инструктором курсов машинистов и инструктором экскаваторного парка.

Увлекшись этими машинами, Б. И. Сатовский оставил институт после практики и уехал в Ленинград в единственное в стране КБ по проектированию экскаваторов (Всесоюзная проектно-техническая контора экскаваторостроения, Ленинград), под руководством Н. Г. Домбровского, где работал конструктором (1932—1936). Здесь он участвовал в разработке первого отечественного электрического скального экскаватора Э-3 (М-IV-Э). В 1936 году в качестве сотрудника этого бюро приехал в Свердловск на Уральский завод тяжёлого машиностроения (Уралмаш) и включился в работу над доводкой опытного экземпляра этой машины.

Получив предложение остаться на Уралмашзаводе, 26 августа 1936 года принят на работу в конструкторский отдел экскаваторного бюро Уралмашзавода на должность старшего конструктора, где начал работу над проектом первой в СССР машины в классе тяжёлых карьерных экскаваторов. Доктор технических наук (1966) без защиты кандидатской диссертации.

В 1937 году были спроектированы карьерные экскаваторы Э-1203 (ковш — 3 куб. м) и Э-4 (ковш — 4 куб. м), однако из-за начала войны в производство так и не пошли.

Во время Великой отечественной войны работал технологом по сборке танков, создал передовую технологию узловой сборки, позволившую значительно увеличить выпуск боевых машин. (с 1 декабря 1939 года по 26 декабря 1941 года — старший инженер, с 27 декабря 1941 года по 31 октября 1944 года — старший инженер в отделе № 68).

В 1944 году, после решения специально созданной комиссии о включении экскаваторов в номенклатуру производства Уралмашзавода, Б. И. Сатовский возглавил конструкторское бюро горного оборудования. В этом бюро работали такие видные инженеры-конструкторы, как В. И. Федоров, В. Р. Кубачек, А. П. Борисихина, С. К. Борисов, В. Л. Раскин, В. И. Зыков, А. Б. Верник, Ю. Г. Егошина.

В 1947 году Уралмашзавод выпустил первый карьерный экскаватор СЭ-3 (экскаватор «Сатовского электрический» с объёмом ковша 3 м). Момент выхода экскаватора из цехов Уралмашзавода был запечатлен всесоюзной кинохроникой. Машина оказалась настолько надежной, что в 1948 году объём их производства достиг 120 экземпляров. Экскаваторы СЭ-3 работали в самых тяжёлых условиях. Именно эти машины в определенной степени обеспечили развитие открытого способа добычи полезных ископаемых в СССР в 1950-х годах, и сыграли значительную роль при строительстве крупнейших гидроэлектростанций, прокладке судоходных и оросительных каналов.

Экскаватор был создан со значительным запасом прочности, поэтому на его базе стали выпускать экскаватор ЭКГ-4 почти без дополнительных изменений в конструкции, но с базовым ковшом увеличенной вместимости — до 4 м.

В 1955 году СЭ-3 был модернизирован и назван ЭКГ-4,6 (экскаватор карьерный, гусеничный, с объёмом ковша 4,6 кубометра). Был разработан ЭКГ-5 с канатным напором, который послужил прообразом базовых серий ЭКГ-8И и ЭКГ-12,5.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ