Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Сатовский, Борис Иванович: биография

В 1945 — 1978 годах Б. И. Сатовский руководил проектными работами по созданию всех типов землеройной техники, выпускаемых на Уралмашзаводе.

В начале 1948 года, когда правительство СССР поставило вопрос создания производства советских шагающих экскаваторов, Министерство тяжёлого машиностроения предоставило возможность Уралмашзаводу создать шагающий экскаватор, при этом установив срок работы 8 месяцев.

Однако к намеченному сроку машина в более чем двадцать тысяч деталей, иные из которых весом были более ста тонн, с десятью километрами электрических проводов и четырьмя километрами труб, была спроектирована и собрана. Для сравнения, в это же время в Англии проектировали свой первый шагающий экскаватор: проектировался в 1947 — 1951 годах. Только на монтаж стрелы было затрачено полтора года. При этом стрела ЭШ-14.65 оказалась в полтора раза легче английской и собиралась в считанные дни.

С 1949 года под руководством Сатовского начался выпуск шагающих драглайнов ЭШ 14.75, ЭШ 15.90, ЭШ 25.100, ЭШ 20.90, ЭШ 100.100.

Самый первый экземпляр шагающего драглайна ЭШ 14.75 отправили на строительство Волго-Донского канала, и проработал он там до 1979 года, тридцать лет, побив все рекорды долголетия таких машин. Павел Петрович Бажов назвал этот экскаватор «Царь-машина».

В 1963 — 1978 годах Б. И. Сатовский занимает должность главного конструктора горнорудного и доменного машиностроения Уралмашзавода. В апреле 1965 года был смонтирован модернизированный ЭШ-15.90А, ставший, по сути, новой уникальной машиной в семье шагающих экскаваторов. А в конце 70-годов появился ЭШ-40.85. Одним из наиболее принципиальных новшеств явилась замена вантовой ажурной стрелы на жесткую, трёхгранную.

Самым большим экскаватором стал созданный и начавший работу на угольном разрезе «Назаровский» в июне 1980 года мощный шагающий экскаватор ЭШ-100.100. Вес его равнялся 10,5 тыс. т.

Умер 12 июня 1989 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).

Основные изобретения и принципиально новые решения

  • независимый привод ходовой тележки экскаватора
  • гидравлический механизм шагания.
  • внес значительный вклад в развитие дробильно-размольного, агломерационного, обжигового и доменного оборудования.
  • Создал, особую, «уралмашевскую» школу конструкторов и подготовил многих высококвалифицированных специалистов — разработчиков уникальных машин с маркой «УЗТМ».

Награды и премии

  • заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973)
  • заслуженный изобретатель РСФСР (1963)
  • Сталинская премия третьей степени (1948) — за разработку и промышленное освоение новой конструкции экскаватора высокой производительности
  • Сталинская премия первой степени (1951) — за создание конструкции шагающего экскаватора «ЭШ-14/65»
  • орден «Знак Почёта» (1945)
  • два орден Трудового Красного Знамени (1952; 1977)
  • медали

Память

  • Астероиду № 212929 присвоено имя Б. И. Сатовского
  • В 2009 году на фасаде дома в г. Екатеринбурге (ранее г. Свердловск), где жил Б. И. Сатовский, установлена мемориальная доска.

Публикации

Источник информации:

  1. Выпускаемые и перспективные экскаваторы Уралмашзавода для открытых горных работ. — Свердловск, Сред.-Уральский совнархоз, Ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Трудововго Красного Знамени завод тяжёлого машиностроения им. С. Орджоникидзе «Уралмашзавод». Доклад на Совещании работников проектных организаций угольной промышленности, — 1964. — 18 с. — 620 экз.
  2. Одноковшовые гидравлические экскаваторы для открытых горных работ: [Обзор / Б. И. Сатовский, Л. С. Скобелев, Н. Н. Мельников и др.]. — М.: НИИинформтяжмаш, 1978. — 47 с.
  3. Опыт сздания мощных шагающих экскаваторов в СССР. — М., 1964.- 47 с. — 600 экз.
  4. Сатовский Б. И. и Фастовский М. Х. Развитие конвейерных машин для обжига железо-рудных окатышей. — М., 1971. — 11 с.
  5. Сатовский Б. И. и др. Современные карьерные экскаваторы. — М., Госгортехиздат, 1960.
  6. Создание конструкций, освоение и исследование карьерных и шагающих экскаваторов Уралмашзавода. Доклад по конструкторским работам, изобретениям и опубликованным трудам, представляетый на соискание ученой степени кандидата технических наук. — М., 1965. — 17 с.
  7. Тяжёлое экскаваторостроение в СССР. (Тезисы доклада) — М., 1959. — 6 с.
  8. Тяжёлые экскаваторы для комплексной механизации открытых горных и земляных работ. — М., ЦБТИ, 1956. — 27 с. — 2000 экз.
  9. Царь-машина: Записки конструктора [шагающих экскаваторов / Лит. запись В. А. Краснова]. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. — 126 с. — 3000 экз.
  10. Сатовский Б. И. и Балаховский М. С. Шагающие экскаваторы в СССР и за рубежом. — М., 1966. — 48 с.
  11. Сатовский Б. И. и др. Шагающий экскаватор ЭШ-14/75. Устройство и эксплуатация. — М.-Свердловск, Машизд. [Урало-Сиб. отд-ние], 1953. — 212 с. — 5500 экз.
  12. Сатовский Б. И. и др. Экскаватор СЭ-3. Руководство по эксплуатации экскаватора. — М., изд. и 1-я тип. Машгиза в Лгр., 1948. — 131 с. — 5000 экз.
  13. Экскаваторы ЭКГ-4 и СЭ-3. Руководство по эксплуатации. — М.-Свердловск, Машгиз, [Урало-Сиб. отд-ние], 1959. — 272 с. — 13 000 экз.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ