Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бахуташвили-Шульгина, Ольга Александровна

Бахуташвили-Шульгина, Ольга Александровна

Педагоги

13 марта 1876 - 29 мая 1950

грузинская советская артистка оперы и педагог


Ольга Александровна Бахуташвили-Шульгина (урождённая Бахуташвили, Шульгина — по мужу и на сцене; 1 [13] марта 1876, Кутаиси — 29 мая 1950, Тбилиси) — грузинская советская артистка оперы (лирико-драматическое сопрано) и педагог. Народная артистка Грузинской ССР (1942).

Певческая биография

Родилась в семье врача. Пению обучалась с 19 лет в музыкальном училище Тбилисского отделения Русского музыкального общества у Е. К. Ряднова и, как сообщает П. М. Пружанский, у П. Ренци.

Дебютировала в Тифлисской опере в 1901 году под псевдонимом Рионели, где выступала один сезон в партиях Лизы о опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» и Аиды в одноимённой опере Дж. Верди. После этого выступала в московском театре «Аквариум» в антрепризе А. А. Церетели. В Москве ей помогала опытная певица Э. К. Павловская, оценившая талант молодой артистки.

В 1902 году она продолжает обучение на Высших вокальных курсах при Петербургской консерватории у И. П. Прянишникова, далее в 1903 в Париже у Текки и в Милане у П. Видаля и А. Броджи.

В 1903 в Киеве исполнила сольную партию в «Реквиеме» В. А. Моцарта в ансамбле с Е. Ковельковой, Б. Э. Махиным, В. Лосским.

В сезонах 1904—1906 годов пела в Киевской опере в антрепризе М. Бородая, где исполнила партию Азы на премьере оперы «Манру» И. Падеревского. В сезоне 1906—1907 годов пела в Саратове в антрепризе Н. Л. Мандельштама-Вронского, в 1906—1909 годах в Одессе.

По сведениям музыкальной энциклопедии, в 1907 совершенствовалась в Милане у П. Ронци.

В 1910 году выступала в Тифлисе в Оперном товариществе под управлением А. А. Эйхенвальда. Там в частности спела партию сестры Беатрисы в премьерной постановке одноимённой оперы Б. Яновского и Марии в премьере оперы К. Агренева-Славянского «Боярин Орша».

В сезоне 1912—1913 годов выступала в Екатеринбурге, где в 1912 году исполнила партию Марты в премьерной постановке оперы «Долина» Эжена д’Альбера . В сезоне 1916—1917 годов выступала в Баку. Гастролировала также в Харькове, Казани, Кисловодске.

В 1919—1927 годах была солисткой Тбилисского оперного театра, но с 1923 выступала эпизодически, перейдя на педагогическую работу. В Тифлисе в 1919 году выступила в партии Чио-Чио-сан в премьерной постановке оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй». Сыграла значительную роль в создании национальной грузинской оперы, когда режиссёр А. Цуцунава решительно поставил вопрос о создании национального репертуара. Она первой исполнив партию Этери в опере Палиашвили «Абесалом и Этери», премьера которой состоялась 21 февраля 1919 года, и в том же году выступила в премьере оперы Аракишвили «Сказание о Шота Руставели», но источники по-разному называют её роль: П. М. Пружанский говорит, что это роль Русуданы, а В. И, Зарубин в Музыкальной энциклопедии называет роль Гульчаны.

Преподавательская деятельность

Одна из основоположников вокальной педагогики в Грузии. С 1918 преподаёт пение, с 1921 года — профессор Тбилисской консерватории. В числе её учеников Народный артист СССР Пётр Варламович Амиранашвили и его дочь Медея Петровна; Народные артисты Грузинской ССР: Лейла Михайловна Гоциридзе, Мери Назарьевна Накашидзе, Екатерина Тарасовна Сохадзе и Надежда Афанасьевна Цомая; Народный артист Белорусской ССР Вера Михайловна Малькова; Заслуженные артисты Грузинской ССР Михаил Давидович Кварелашвили и Юлия Николаевна Палиашвили.

Автор учебно-методических изданий на грузинском языке. Основная работа — Опыт вокальной педагогики: (Сборник повседневных упражнений для установки звука. 12 уроков — 36 упражнений). Тбилиси, 1935. Кроме того изданы:

  • Каденции и мелизмы. Тбилиси, 1940
  • 23 вокализа на грузинские народные темы для высокого голоса. Тбилиси, 1941;

Три методические работы в рукописях хранятся в библиотеке консерватории:

  • Три этапа голосообразования: зарождение, развитие и посыл звука.
  • Специальная работа над голосом колоратурного типа.
  • К вопросу работы над детскими голосами.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ