Станислав Иванович Сычёв (укр. Станіслав Іванович Сичов); 1937, Одесса — 2003 Одесса — украинский художник, один из создателей одесской школы неофициального искусства.
Биография
В 1960 году закончил Одесское художественное училище им. Грекова (педагог Фрумина, Дина Михайловна).
В 1961—1963 годах жил и работал в Узбекистане.
Многие критики считают, что организованная 8 мая1967 года у «Заборная выставка» молодых художников Станислава Сычёва и Валентина Хруща «Сычик+Хрущик» на заборе одесского Оперного театра стала точкой отсчёта «одесского нонконформизма». Эта выставка продолжалась всего три часа.
В 1970-х принимал участие в неофициальных выставках в Одессе и Москве. В 1989 году участвовал в международной выставке «Импреза» в Ивано-Франковске. В 1989 и 1994 годах прошли его персональные выставки в Одесском музее западного и восточного искусства.
Работы находятся в собраниях
- Музей современного искусства Одессы, Одесса.
- Галерея современного искусства NT-Art
Работы Сычёва сегодня разбросаны по странам и континентам. Его картины, акварели и рисунки хранятся в государственных и частных собраниях, многие у случайных владельцев, не знающих, чем обладают.
Печатная графика
Редко кому в наши дни присущ такой универсализм изобразительного мышления. Может быть, точнее было бы назвать это качество сычевского таланта масштабной многовариантостью. Он со страстью работал над монументальными росписями — фреской в помещении Одесского художественного училища (она вскоре была уничтожена по приказу администрации, испугавшейся слишком свободного творчества своих талантливейших студентов). Работал над фреской в Узбекистане, проникнутой радостными и изысканными национальными мотивами. Работал над другими монументальными вещами, судьбы которых зачастую оказывались столь же драматичными, как у училищной фрески. Был в его жизни целый период крупномасштабных картин: трагических, исступленных, где пульсировал красный цвет, мощными мазками прорывающийся сквозь холст. Это были станковые картины огромного размера: 3х4 метра, 5х5 метров — таков масштаб той живописи, вскоре ушедшей в костер. Масштаб, соразмерный трагическому накалу личности художника. Но рядом с этими холстами, когда-то своими руками сожженными во дворе собственного дома и сохранившимися только в воспоминаниях близких, существуют его уцелевшие гравюры. О них и пойдет речь. Гравюра — искусство аристократическое в своей сдержанности: чёрная линия, пятно, белый лист. Никакого вольного движения кисти, свободного выплеска краски. Скрупулёзно выверенное движение граверной иглы, резца, штихеля. Сохранившиеся и бережно хранимые семьей художника его гравюры волшебно миниатюрны, их средний размер 2х3 сантиметра. Вот «сухая игла» — почти забытая ныне техника выцарапывания по металлической пластинке зеркального изображения, которое затем в оттиске обретает себя. По этим крохотным шедеврам видно, как со всем пылом осваивал он изнурительную гравюрную технику. Офорт травление, офорт сухая игла, линогравюра, ксилография (гравюра на дереве). Неужели это одна и та же рука, один и тот же глаз, одна и та же душа создавала мощную ярость трагических холстов Сычева и крохотные виртуозности его гравюр? Благодаря компьютеру мы можем бесконечно перелистывать их, увеличивать и отдалять от себя, не забывая при этом, что, вопреки традиции печатной графики, эти вещи существуют каждая в одном-единственном экземпляре. Они не тиражировались, сохранившись лишь в первом оттиске. Им повезло — они, крохотные и хрупкие, все же уцелели.
Рисунок
Рисунков Станислава Сычева сохранилось мало и распределены они по времени неравномерно. Студенческие учебные работы 1956—1958 годов явно превалируют, представлены 1961 и 1965 годы, от других остались лишь единичные листы. По ним можно разве что догадываться, как рос художник в требовательном искусстве рисунка: от классических учебных штудий натуры он шёл ко все более свободному владению чистой линией, высвобождающей форму из плоскости листа (рисунки «Узбек», «Кошки») и до восхитительно раскованной, ироничной игры линии с плоскостью («Коза»).