Ян Густаф Труэль (швед. Jan Gustaf Troell; род. 23 июля 1931, Лимхамн) — один из самых титулованных шведских кинорежиссёров, номинант на премии «Оскар» и «Независимый дух», призёр десятков международных кинофестивалей и лауреат многочисленных престижных кинопремий, включая «Серебряный медведь» 42-го Берлинале за режиссёрскую работу ленты «Капитан».
Слава на родине пришла к Труэлю с релизом дебютной драматической картины «Вот твоя жизнь», а во всём мире о молодом режиссёре узнали после премьеры высокобюджетного фильма «Эмигранты», удостоившегося двух «Золотых глобусов» и выдвигавшегося на пять «Оскаров». К концу 1960-х годов Труэль стал одним из двух лидеров шведского нового движения (вторым был Бу Видерберг, учитель и близкий друг Труэля).
Режиссёрский стиль Яна Труэля отличается поэтической образностью созданных им персонажей, энергичным крупным планом вступительных кадров и выразительным демонстрированием мыслей и чувств героев. Фильмы, созданные режиссёром, широко распространились по всему миру, многие из них стали классикой в Скандинавии.
Наиболее известен по созданию дилогии о шведских эмигрантах, в каждой части которой неизменно блистали Макс фон Сюдов и Лив Ульман: «Эмигранты» и «Поселенцы».
Биография
Ян Труэль родился 23 июля 1931 года в южном районе муниципалитета Мальмё Лимхамн. Отцом будущего режиссёра был стоматолог Густаф Труэль. Мальчику было восемь лет, когда началась Вторая мировая война. Он вместе с родителями и двумя братьями проживал на южном берегу Швеции, напротив Копенгагена. Труэль вспоминал:
У нас был опыт с пушками, стреляющими посреди ночи, в тот момент, когда английские бомбардировщики летели из Копенгагена в Мальмё. Мои родители, очевидно, поддерживали и шведов, и англичан. |
В середине 1950-х годов Труэль устроился на работу в местную школу и тогда же приобрёл 8 мм камеру, на которую снял свой первый короткометражный фильм под названием «Ложь, или томные вздохи на мельнице». Вскоре шведское телевидение выкупило у Труэля права на показ картины.
На протяжении многих лет Труэль работал оператором на съёмочных площадках проектов своего наставника и близкого друга Бу Видерберга, но уже в 1966 году дебютировал в качестве режиссёра, сняв драму «Вот твоя жизнь», сценарий которой был основан на автобиографии именитого шведского писателя Эйвинда Юнсона. В Швеции фильм имел огромную популярность и именно благодаря ей Труэля приметил драматург Вильгельм Муберг, который как раз разыскивал режиссёра для экранизации своего цикла романов «Эмигранты».
В 1968 году Труэль создал ленту «Эне, бене, рес», выигравшую главный приз 18-го Берлинского кинофестиваля. Уже через два года он приступил к съёмкам главного проекта в своей жизни — «Эмигранты» (по одноимённому сборнику романов Вильгельма Муберга) с Максом фон Сюдовым и Лив Ульман в главных ролях. Сам Муберг всячески консультировал Труэля на съёмочной площадке и, в конце концов, фильмом остался доволен. Съёмки картины проходили в самой Швеции и в США. За режиссуру и написание сценария к «Эмигрантам» Труэль был номинирован на премию «Оскар».
Спустя год режиссёр снял сиквел «Эмигрантов» — «Поселенцы» с теми же Сюдовым и Ульман, не имевший, однако, успеха своего предшественника. В 1992 году, на 42-м Берлинском кинофестивале, Труэль был удостоен «Серебряного медведя» за лучшую режиссёрскую работу фильма «Капитан». Из последующих проектов Труэля выделяются байопик «Гамсун», где в роли самого писателя задействован талисман Труэля Макс фон Сюдов, и арт-хаусный хит «Незабываемые моменты», номинированный на «Золотой глобус».
Живёт и активно работает в небольшом населённом пункте Смюгехамн. Женат на писательнице и сценаристке Агнете Ультсётер-Труэль, есть дочь Йоханна. Неоднократно заявляет, что уходить на пенсию не собирается. В декабре 2012 года состоялся выход его нового фильма — биографической драмы «Суд над покойником». Режиссёр традиционно хотел взять на главную роль Макса фон Сюдова, однако посчитал, что актёр уже слишком стар для роли харизматичного журналиста Торгни Сегерстедта.