Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Уэйл, Джеймс

Уэйл, Джеймс

Кино

22 июля 1889 - 29 мая 1957

кинорежиссёр, один из основателей жанра фильма ужасов в звуковом кино


Джеймс Уэйл (англ. James Whale; 22 июля 1889 — 29 мая 1957) — кинорежиссёр, один из основателей жанра фильма ужасов в звуковом кино.

Биография

Джеймс Уэйл родился в маленьком горняцком городке Дадли в графстве Вустершир в Англии. Он был шестым ребёнком в многодетной семье; отец его был рабочим-металлургом, мать — медсестрой. Джеймс оказался слишком слабым и болезненным, чтобы работать на заводе, и некоторое время работал сапожником. Благодаря хорошему почерку он сумел заработать на обучение в местной художественной школе.

В октябре 1915 года Уэйл был призван в действующую армию в чине лейтенанта. В августе 1917 года он попал в плен и был помещён в лагерь для военнопленных, где внезапно увлёкся постановкой любительских пьес.

После окончания войны он вернулся в Бирмингем и начал работать в театре, сначала художником-декоратором, затем занявшись режиссурой. В 1928 году впервые проявил себя как режиссёр при постановке пьесы Р. С. Шеррифа «Конец пути», в которой главную роль сыграл молодой Лоуренс Оливье. Постановка пользовалась большим успехом и вскоре была перенесена в лондонский Вест-эндский театр, где выдержала 600 представлений. Уэйл вскоре получил предложение поставить версию спектакля на Бродвее и сделать его экранизацию в Голливуде (Journey’s End, 1930).

Затем Уэйл работал постановщиком диалогов на съёмках фильма Говарда Хьюза «Ангелы ада» (Hell’s Angels, 1930), поставил известнейший фильм «Мост Ватерлоо» (Waterloo Bridge, 1931), после чего принял предложение стать режиссёром «Франкенштейна» (Frankenstein, 1931).

Работа Уэйла над этим фильмом и его продолжением «Невеста Франкенштейна» (Bride of Frankenstein, 1935) давно обросла легендами, которые лишь частично правдивы. Можно считать точно установленным, что именно Уэйл предложил малоизвестному актёру Борису Карлоффу роль Чудовища и тем самым изменил и его жизнь, и весь жанр фильмов ужасов.

На волне грандиозного успеха «Франкенштейна» Джеймс Уэйл ставит фильмы «Старый тёмный дом» (1932) по роману Джона Бойнтона Пристли и «Человек-невидимка» (1932), экранизацию одноимённого фантастического романа Герберта Уэллса. В последнем он отдаёт главную роль малоизвестному театральному актёру Клоду Рейнсу, тем самым запустив ещё одну «звёздную» голливудскую карьеру.

«Невеста Франкенштейна» становится последним фильмом ужасов Уэйла, и вместе с тем, последним его большим успехом в кино. В 1937 году Уэйл поставил фильм по роману Ремарка "Возвращение", однако вмешательство студии из-за опасений потерять рынок проката в Германии привело к искажению режиссёрской версии фильма и закономерно - к его критическому и коммерческому провалу. Эта неудача бросила тень на репутацию режиссёра, и без того не нравившаяся студийным боссам. До ухода на покой в 1949 году он поставил как режиссёр еще несколько фильмов других жанров, однако ни один из них не приблизился к успеху его работ 1930-х годов. Самой известной из его последующих работ считается фильм «Человек в железной маске» (The Man in the Iron Mask, 1939) по мотивам произведений Александра Дюма.

Постановочная манера Уэйла сочетала театральную выверенность и редкое в те времена умение работать с движущейся камерой (в этом на него сильно повлияли работы Мурнау), он тонко умел соединять в одном кадре метафоричность и реализм. Многие съёмочные и постановочные приёмы, использованные им при работе над «Франкенштейном», признаны классикой кинематографа. Особой его заслугой является привнесение в фильм ужасов элементов комедии — этот приём проявился в «Человеке-невидимке» и особенно выразителен в «Невесте Франкенштейна», где в роли истеричной служанки сыграла ирландская острохарактерная актриса Уна О'Коннор. Так же элементами режиссёрского почерка Уэйла были, как правило, хорошая литературная основа, почти экспрессионистской визуальная атмосфера, внимание к деталям, выразительные движения камеры, великолепная актёрская игра, придирчивый побор актёров-исполнителей и основательной работой с ними.

Уйдя на покой, Джеймс Уэйл вёл относительно уединённый образ жизни, особенно после того, как перенёс несколько серьёзных сердечных приступов. Из-за сердечно-сосудистых болезней у него развились хронические боли, начались серьезные провалы в памяти. 29 мая 1957 года он покончил жизнь самоубийством, утопившись в собственном бассейне. В его предсмертной записке было сказано: «Дальнейшее — только старость, болезни и мучения… Я хочу покоя, и другого способа обрести его я не знаю.»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ