Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Файнман, Зигмунд

Файнман, Зигмунд

Кино

еврейский актёр, антрепренёр, режиссёр и драматург, один из самых известных актёров еврейского театра своего времени


Зигмунд (Ушер-Зейлик) Файнман (идиш - , иногда встречаются Зигмунт и искажённое написание фамилии как Фейнман; 1862, Кишинёв Бессарабской губернии — 1909, Лодзь Петроковской губернии) — еврейский актёр, антрепренёр, режиссёр и драматург, один из самых известных актёров еврейского театра своего времени. Играл и сочинял на идише.

Биография

Будущий актёр родился под именем Ушер-Зейлик Файнман в Кишинёве в 1862 году. Ребёнком проявил музыкальные способности, пел в синагогальном хоре, затем в хоре труппы Аврума Гольдфадена в Кишинёве. Из-за запрета еврейского театра в России, с 1883 года жил в Румынии — играл в собственных антрепризах, но прославился как ведущий актёр и основной драматург знаменитой труппы Могулеско в Яссах и Бухаресте. На протяжении 1880-х годов гастролировал с труппой Могулеско по Румынии, a в 1887 (по другим данным 1886) году вся труппа, включая бессарабцев Файнмана, Дувида Кесслера и Мойше Финкеля (1850—1904), перебазировалась в Нью-Йорк, где пользовалась необычайным успехом. Здесь Файнман женился на бывшей жене именитого актёра-трагика и режиссёра Якова Адлера (1855—1926) актрисе Дине (Дайнэ) Файнман (урожд. Штетина, 1862—1946), которая к fin de sicle стала ведущей актрисой труппы. Играл в труппе и другой знаменитый актёр того времени Исидор Гольденберг.

Драматургия

Значительная часть репертуара труппы и других основанных им объединений была написана самим Файнманом, включая пьесы «Дэр идишер солдат» (Еврейский солдат, 1889), «Дос ройтэ мэнчелэ» (Рыжий человечишка, 1889), «Ди фрой, одэр цвэй хасэнэс афцелохэс» (Женщина, или две свадьбы наперекор, 1890), «Дэр гет» (Развод, 1890), «Гелт» (Деньги, 1891), «Дэм фотэрс клолэ» (Отцовское проклятие, 1891), историческая оперетта «Дэр идишер вицекениг, одэр а нахт ин ганэйдн» (Еврейский вице-король, или ночь в раю), «Ди клейнштэтлдике аристократн» (Местечковые аристократы), «Ханэлэ ди финишерн» (в другом варианте «Ханэлэ ди нэбэрн» — Ханочка-отделочница, русский перевод «Белошвейка Анна», 1897), «Ди гаснкиндэр» (Дети улицы, 1898), «Эзрэ-гибэрс хайл» (Рать силача Азарии), «Ди идн ин мороко» (Евреи в Марокко), «Дос лэбм ин нэв-йорк» (Жизнь в Нью-Йорке), «Дэр штумэр, одэр лэбэдик багрубм» (Немой, или заживо погребённый), «Шабэс-койдэш» (Святая Суббота) и другие. Все эти пьесы вошли в репертуар еврейских театров мира вплоть до Второй мировой войны.

Thalia Theatre

Тяготевшие к более серьёзному драматическому репертуару Файнман и Кесслер отделились от «Румынского оперного театра» Могулеско и в 1891 году создали собственную компанию — самый большой еврейский театр Нью-Йорка, разместившийся в «Thalia Theatre» на 3 тысячи мест по 46-48 Боуэри (район Bowery на нижнем Истсайде Манхэттена), с Софи Карп и Региной Прагер в роли примадонн. Thalia Theatre открылся под названием Bowery Theatre 22 октября 1826 года и долгое время считался одной из самых больших театральных площадок мира: театр был рассчитан на 3500 зрительских мест на момент открытия, но уже в 1845 году, после очередного пожара (ранее театр горел в 1828 и 1838 годах), он был перестроен в расчёте на 4 тысячи зрительских мест со 126-футовой сценой. В 1879 году театр был перекуплен у первоначальных владельцев, переименован в Thalia Theatre и переведён на главным образом немецкоязычный репертуар. К 1891 году, когда сюда вселилась труппа Файнмана и Кесслера, зрительский зал стал несколько меньше в результате перестройки сцены и подсобных помещений. После отъезда четы Файнман в Европу в 1906 году, единоличным менеджером театра стал Дувид Кесслер, который, однако, к 1911 году перевёл труппу в специально построенный Kessler’s Second Avenue Theatre (Театр Кесслера на Второй авеню). Thalia Theatre же под новым менеджментом продолжал функционировать вплоть до 5 июня 1929 года, когда он был наконец полностью разрушен новым пожаром.

Репертуар театра

Ряд произведений Файнмана являли собой музыкальные водевили и оперетты, часто на историческом материале. Так, оперетта «Ханэлэ ди финишерн» (Hannah The Finisher в англоязычных афишах, Анна-белошвейка по-русски, 1897), первоначально поставленная в Thalia Theatre, в 1899 году была перенесена в созданный десятью годами ранее неподалёку, на том же манхэттенском Нижнем Истсайде Зигмундом Могулеско «Румынский оперный театр» (англ. Roumanian Opera House) с всё теми же Файнманом, Дувидом Кесслером, Бертой Калиш (1872—1939) и теперь уже Зигмундом Могулеско в главных ролях; вообще значительную часть репертуара этого известного музыкального театра тоже составляли оперетты Файнмана.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ