Владимир Михайлович Филиппов (род. 15 апреля 1951 года, Урюпинск) — председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с февраля 2013 года, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) (1993—1998 и с 2005), академик Российской академии образования, министр образования Российской Федерации (1998—2004), доктор физико-математических наук, профессор.
Биография
Родился 15 апреля 1951 года в городе Урюпинске Волгоградской области. Окончил школу с серебряной медалью.
В 1968 году поступил в Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы и в 1973 году окончил факультет физико-математических и естественных наук по специальности «Математика», после чего продолжил учёбу в аспирантуре.
В 1975—1976 годах служил в Вооруженных силах СССР.
По окончании воинской службы Владимир Михайлович вернулся в УДН, где занимал преподавательские должности от ассистента кафедры высшей математики до заведующего кафедрой математического анализа. В дальнейшем работал начальником научного управления УДН, деканом факультета физико-математических и естественных наук, секретарём партийной организации Университета.
В 1980 году В. М. Филиппов защитил кандидатскую диссертацию.
В 1983—1984 годах повышал научную квалификацию в Свободном университете Брюсселя в Бельгии.
В 1986 году защитил докторскую диссертацию в Математическом институте им. В. А. Стеклова Российской академии наук по специальности «Математический анализ». В 1987 году ему было присвоено ученое звание профессора.
В 1993 году Владимир Михайлович Филиппов был избран ректором Российского университета дружбы народов и оставался на этом посту до 1998 года, когда его указом президента России назначили министром образования Российской Федерации.
С 2000 года является заведующим кафедрой сравнительной образовательной политики, созданной в РУДН и имеющей статус Международной кафедры ЮНЕСКО.
В 2001 году избран членом-корреспондентом, в 2003 году — действительным членом Российской академии образования, а в 2004 и 2008 годах — членом Президиума РАО.
Владеет французским и английским языками.
Министр образования
Придя в сентябре 1998 года в Правительство Е. М. Примакова, под руководством и при поддержке вице-премьера В. И. Матвиенко, В. М. Филиппов начал работу по стабилизации ситуации в российском образовании.
В 1999 году Правительством России была принята, а затем утверждена Законом РФ «Федеральная программа развития российского образования на 2000—2004 гг.», предусматривавшая ежегодное выделение существенных государственных средств на развитие российского образования в дополнение к текущему финансированию.
По инициативе и под руководством В. М. Филиппова была начата активная модернизация российского образования. В январе 2000 года в Москве, в Кремле, после 12-летнего перерыва был проведён Всероссийский съезд работников образования с участием 5000 делегатов и при содействии В. В. Путина. Были определены проблемы российского образования, намечены основные пути его обновления; на съезде также была одобрена Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая затем Правительством РФ.
Модернизация российского образования
В 2001 году под руководством В. М. Филиппова была разработана, а затем при поддержке Президента России В. В. Путина рассмотрена и одобрена Госсоветом и утверждена Правительством РФ программа «Модернизация российского образования на период до 2010 года», которая предусматривала («Вестник образования», март 2003 года — «Модернизация российского образования»):
- информатизацию школьного образования;
- разработку новых стандартов общего среднего образования;
- начало изучения иностранных языков со второго класса; овладение двумя иностранными языками по итогам полной средней школы;
- введение профильного обучения в старших классах полной средней школы;
- оптимизацию сети сельских школ и реализацию программы «Школьный автобус»;
- упорядочение издания школьной учебной литературы с целью повышения её качества;
- введение многобалльной системы оценок знаний учащихся;
- разработку нормативно — подушевого финансирования общего среднего образования, с учётом специфики малокомплектных и специализированных видов школ;
- оснащение всех средних школ России спортивным инвентарём и художественной литературой;
- перевод всех школ России в статус юридических лиц;
- введение новых статусов образовательных учреждений;
- создание попечительских советов в общеобразовательных школах и в вузах;
- улучшение организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- введение ЕГЭ — Единого государственного экзамена и создание системы приема в вузы на основе региональных, вузовских и общероссийских Олимпиад;
- введение целевого приёма в высшие учебные заведения;
- существенное увеличение средств на ремонт и содержание студенческих общежитий для расширения возможностей приема иногородних студентов;
- стратификацию учреждений высшего образования, выделение различных категорий ведущих вузов;
- разработку нового поколения стандартов всех уровней профессионального образования — начального, среднего и высшего профессионального образования.