Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фраёнова, Елена Михайловна

Фраёнова, Елена Михайловна

Педагоги

07 апреля 1929 - 25 сентября 2013

российский музыковед и педагог, создатель общероссийского курса музыкального фольклора народов СССР


Елена Михайловна Фраёнова (урожд. Вызго; 7 апреля 1929, Ташкент — 25 сентября 2013, Москва) — российский музыковед и педагог, создатель общероссийского курса музыкального фольклора народов СССР (для средних учебных заведений).

Биография

Её отец Михаил Сигизмундович Вызго (1902, Бухара — 1980, Киев) — инженер-ирригатор, член-корреспондент Узбекской Академии наук (1952), доктор технических наук, профессор. Мать — музыковед Т. С. Вызго.

В Москве с 1948, в 1951 окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1956 — Московскую консерваторию (дипломную работу «Оперные формы в опере Дж. Верди „Отелло“» писала в классе проф. Б. М. Ярустовского). С 1956 жена В. П. Фраёнова. Более 50 лет (в 1956—2008 гг.) работала в Музыкальном училище (колледже) при консерватории, преподавала народное творчество и другие дисциплины. В конце 1970-х гг. — начале 1990-х гг. вела созданный ею курс народного творчества, включавший, наряду с русским, фольклор других народов СССР и благодаря этому остававшийся уникальным среди музыкальных училищ Москвы.

Среди многочисленных учеников — дирижёр В. М. Юровский, композиторы А. Е. Сафронов, А. В. Семёнов, музыковеды И. Е. Лозовая, И. В. Степанова, фольклористы — участники ансамбля «Виртуальная деревня» О. Величкина (Париж), С. Концедалова (Кировоград, Украина), О. Гневшева (Подольск), а также К. Корзун (ныне — ведущий преподаватель по русскому фольклору в Музыкальном колледже).

Похоронена на Миусском кладбище (участок №3).

Научный вклад

Е. М. Фраёнова рассматривала музыкальный фольклор в контексте общей истории музыки, что специфически отличает её курс от других аналогичных курсов. В центре научных интересов находился русский фольклор, который она исследовала как таковой и в контексте с фольклором ближайших соседей русских (литовское, грузинское многоголосие, эпические традиции адыгских, тюркских народов и др.). Одна из главных и наиболее востребованных публикаций Е. М. Фраёновой — «Хрестоматия по русскому народному музыкальному творчеству» (М., 2000, дважды переиздавалась). Хрестоматия ныне используется и как учебное пособие, и как сборник напевов и текстов для фольклорных ансамблей.

В исследовании ритмики настаивала на том, что стих в народной песне невозможно анализировать вне связи с музыкой. Подчёркивала особое значение для русской музыкально-поэтической традиции «одного из старейших неклассических размеров русской поэзии» — народного пятисложника, который интерпретировала как метрический монолит, не делимый на составные части (как это принято у стиховедов). Синтез музыкального и поэтического ритма рассматривала как существенное свойство национального композиторского творчества. Принимала участие в конференциях, посвященных юбилею М. И. Глинки, в Смоленске (2003) и Москве (2004).

Помимо музыкального фольклора активно занималась инструментоведением, со специализацией на восточных музыкальных инструментах (танбур, шумерские арфы и лиры, древнеегипетские арфы и лютни, бактрийская лютня).

Автор ряда статей о музыке устной традиции (фольклор и инструменты) в авторитетных справочных изданиях СССР и России — Музыкальной энциклопедии (Трепак, Усуль, Хора, Хорезмская табулатура и др.), МЭСе, современных энциклопедиях «Музыкальные инструменты» (2008) и БРЭ (2002-).

Публикации

  • Хрестоматия по русскому народному музыкальному творчеству. М., 2000. 2-е изд. М., 2010 (ББК 85. 92 Ф 82). 3-е изд. М., 2012 (ISBN 979-0-706378-74-9).
  • статьи по вопросам традиционной музыки в изд.: Музыкальная энциклопедия. М., 1981—82. Т. 5—6
  • статьи по вопросам традиционной музыки в изд.: Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.
  • Музыкальный фольклор: региональные особенности // Большая Российская энциклопедия. Вводный том «Россия». М., 2004
  • статьи по вопросам традиционной музыки и музыкальной археологии в изд.: Большая Российская энциклопедия. Т. 1—21. М., 2005—13.
  • Национальные свойства ритмики М. И. Глинки // О Глинке. Сборник статей к 200-летию со дня рождения. М., 2005
  • История музыкальных инструментов древних цивилизаций и Средневекового Востока по данным музыкальной археологии. Очерк 1. Музыкальные инструменты Месопотамии // Музыка и время. 2010, № 11-12. 2011, № 1-6; Очерк 2. Музыкальные инструменты Древнего Египта // Там же. 2012, № 1-5, 7-12.
  • Ирэна Лаврентьева: училищные годы // Ирэне Владимировне Лаврентьевой — коллеги, друзья, ученики. Статьи. Воспоминания. М., 2012

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ