Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Хелависа: биография

Учась в университете, Наталья увлеклась ролевыми играми, а затем и исторической реконструкцией, также в сферу её интересов вошла толкинистика и фэнтези. Сама девушка позиционировала себя как тёмного эльфа. Тогда же Наталья впервые начала проявлять себя в музыкальном творчестве как ролевой менестрель, и была известна в ролевой среде под псевдонимом «Хеледис». Слово это придумала другая девушка с толкинистской тусовки филфака МГУ, знаток языков квэнья и нольдорина Кэтрин Кинн. При этом та допустила ошибку — слово «зимородок» в нольдорине выглядит как «хеледир», и Кэтрин интерпретировала «дир» как показатель мужского рода и заменила его на женское «дис»; в квэнья же соответствующее слово выглядит как «халатир» — от корня «халат» — «наблюдать, следить». В итоге вышел интересный момент — имя Хеледис безупречно раскладывается на нольдорине как «Ледяная Дева», что по мнению Николаевой, вполне для неё подходило. Народная же этимология толкует слово как «зимородок женского пола».

Наталья стояла у истоков клуба исторической реконструкции «Наследие предков». По её рассказам, она самостоятельно шила одежды богатых ярлов земель викингов. На чемпионатах «Меч России» она трижды занимала первое место в номинации «Реконструкция западноевропейского женского костюма». Однако, по словам Хелависы, со временем она его покинула, как и большая часть «старой гвардии». Впоследствии сотрудничала с клубами «Варяг» и «Братина». В это же время Хелависа увлеклась верховой ездой и со временем у неё появилась собственная лошадь — Дара.

Наука и творчество

Хеледис активно сочиняла и исполняла песни, и этим добилась признания. Самая первая написанная на собственный текст — «Дорога сна», созданная в 1993 году. В 1996 году вышли её первые, записанные на кассетах сборники собственных песен и положенных на музыку стихотворений русских поэтов — Лунный день, Дорога Сна и англоязычный Running to Paradise, в котором были положены на музыку стихотворения из толкиновского цикла, а также Уильяма Йейтса и других английских поэтов. В репертуаре живых выступлений чередовались как песни на стихи собственного сочинения, так и песни на поэзии Николая Гумилёва, Марины Цветаевой, Редьярда Киплинга, Роберта Бёрнса. Появление основного авторского псевдонима вызвано портретным сходством с изображением ведьмы Хелависы из иллюстрации Обри Бердслея к роману «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Книгу девушке подарила подруга. Уже давая первые концерты, Хелависа как-то раз обратила внимание на арфу. Первым инструментом стал чужой, на который она случайно наткнулась в гримёрке и он пришёлся девушке по нраву. После этого Наталья начала изучать основы игры на арфе.

Летом 1998 года Наталья была приглашена Русланом Комляковым в его группу «Тиль Уленшпигель» (бардовская песня с уклоном в фолк) в качестве вокалистки, и 23 июня 1998 года впервые выступила на профессиональной сцене под именем «Хелависа» уже с собственным репертуаром.

15 октября 1999 года после распада «Тиля Уленшпигеля» основала группу «Мельница», куда вошла большая часть учатников распавшегося проекта. Именно Наталья была инициатором продолжения музыкальной деятельности после разрыва с бывшим лидером коллектива.

Я знаю, что тяга к мифологии и кельтской культуре зародилась у вас ещё во время студенчества, однако как это творчество воплотилось в музыку? Никак. Я думаю, что моя музыка имеет отношение в принципе к рок-культуре вообще, а конкретно тексты имеют отношение к русской поэзии. На что вы опирались, что стало вашим вдохновением? Моим вдохновением может быть что угодно. Просто я вижу, что мы опять идём по накатанной тропинке и на «Мельницу» вешают ярлык «кельтская группа», а это совершенно не так. Мы не играем кельтскую музыку. В моих текстах нет каких-то условно кельтских персонажей. То, что в университете я занималась ирландским языком и долдгое время преподавала кельтскую филологию, не имеет к моему творчеству ни малейшего отношения.

После окончания магистратуры Николаева продолжила учёбу в аспирантуре МГУ. С 1999 по 2004 год она работала ассистентом кафедры германской и кельтской филологии филологического факультета, вела факультативный семинар по ирландскому языку. Во время стажировки в Ирландии преподавала в Тринити-колледже в Дублине. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию, которая была направлена на соискание учёной степени кандидата филологических наук по специализации «Германские языки». Название диссертации — «Тематизация презенса сильного глагола в кельтских и германских языках (на материале древнеирландского и готского)». С 2003 по 2008 годы работала преподавателем кафедры кельтской и германской филологии МГУ, с 2008 по 2014 годы — старшим научным сотрудником той же кафедры.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ