Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Чэн Хао: биография

Поскольку «природа»-син субстантивирована материалообразующей энергией ци, которая у человека может быть чистой или замутненной, то различие способностей у людей, а также их дурные или добрые наклонности определяются не их изначальной «природой», а состоянием ци человека. Чтобы стать «человечным», необходимы «осмотрительность» («почтительная осторожность») — цзин и «искренность» (чэн ). «Осмотрительность» способствует возвращению к исконной, незамутненной человеческой «природе». Такая трактовка соотношения человеческой природы и ци представляет собой конкретизацию и уточнение соответствующей концепции Чжан Цзая. Трактовку Чэн Хао унаследовал Чжу Си, создавший подробную и аргументированную теорию о доброте изначальной природы и нейтральной, способной к изменениям как в лучшую, так и в худшую сторону, энергийной природе.

Интуитивное познание, которое становится возможным в результате обретения жэнь, имеет этический и онтологический аспекты. Тот, кто проникается «человечностью», обретает и другие качества из ряда у чан — «пяти постоянств» (до Чэн Хао остальные четыре «постоянства» — «должная справедливость» и , «ритуал» ли , «разумность» чжи , «доверие/благонадежность» синь — не определяли через жэнь). Чэн Хао развил учение Чжан Цзая о «человечности», состоящей в ощущении сродства со всем сущим. Познание «человечности» приводит к гармоничному взаимодействию человека с Небом и Землей. «Искренность» способствует тому, что субъект становится «одним телом» (и ти ) с «тьмой вещей». Такая «единосущность» возможна потому, что единый «небесный принцип» является общим для человека и всех вещей. Идеальное единство Небо и человека зависит только от последнего, его задача — проникнуться человечностью, которая обусловливает взаимоприобщение человека и вселенной.

Буддийское влияние на концепцию познания Чэн Хао проявляется, в частности, в положении о том, что в результате установления человеком космической гармонии исчезает «это» и «то», деление на субъект и объект. «Совершенной мудрости» свойственны «безмятежность и покой» (ань цзин ) — отсутствие страстей, спонтанное реагирование на происходящие события. Установка на познание «принципов», лежащих в основе феноменального мира, общая для братьев Чэн, также сложилась под воздействием буддизма: согласно учению школы хуаянь, между сферами «принципов» и «дел» (ши ) иллюзорного мира не существует преград, «принцип» присутствует в каждом «деле», а «дела» содержатся в сфере «принципов». В то же время концепцию Чэн Хао, который относился к буддизму критически, кардинально отличает от буддийской философии традиционно конфуцианская установка на реальность сущего и ведущую роль человека в его упорядочении. «Человечность» — начало активного взаимодействия человека с природным и социальным космосом: человек, обладающий ею, обеспечивает и социальную гармонию.

Онтология Чэн Хао повлияла на концепцию «Великого предела» (тай цзи ) у Чжу Си. Утверждение сущностного единства мироздания и человека, осуществляющегося посредством «человечности», а также положение об исконном наличии «принципов» в человеческом «сердце» оказали воздействие на построения представителей конкурировавшего с чжусианством направления синь сюэ («учение о сердце»).

Литература

  • Эр Чэн цюань шу (Полное собрание сочинений братьев Чэн) // Сы бу бэй яо (Основные памятники по четырём разделам). Т. 1442. Цз. 5-15. Шанхай, 1936.
  • Эр Чэн и шу (Наследие братьев Чэн). Пекин, 2000.
  • Калкаева (Старостина) А. Б. Понятие человечности в философии Чэн Хао.//VI Всероссийская научная конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 2000. С. 58-62.
  • Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.
  • Сюн Вань. Сун дай син ли сысян чжи юаньюань юй фосюэ (чань сюэ) (Истоки сунских концепций природы и принципа и [чань-]буддизм) // Фоцзяо дэ сысян юй вэньхуа цзи чэн. Иньшунь даоши ба чжи цзинь лю шоу цин луньвэньцзи (Буддийская мысль и культура. Сборник статейк 86-летию наставника Иньшуня). Тайбэй, 1991. С. 165—215.
  • Пань Фуэнь, Хоу Вайлу, Цю Ханьшэн, Чжан Цичжи (ред.). Сун Мин лисюэ ши (История «учения о принципе» эпох Сун и Мин). Т. 1. Пекин, 1997.
  • Graham A.C. Two Chinese Philosophers: Ch’eng Ming-tao and Ch’eng Yi-ch’uan. L., 1958 (repr. La Salle, Ill., 1992).
  • De Bary Wm. Th. The Message of the Mind in the Neo-Confucianism. N. Y., 1990.
  • Liu Shu-hsien. Understanding Confucian Philosophy: Classical and Sung-Ming. Westport, 1998.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ