Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шервинский, Евгений Васильевич: биография

Черкизовская школа

В юности, ещё студентом-ботаником, Шервинский проектирует земельный участок и сад в Черкизове,— его горку, засаженную пармскими фиалками, местные жители помнят до сих пор, и фиалки до сих пор в этом месте встречаются. В 1910—1911 гг. в качестве дипломной работы для Училища он проектирует сельскую школу в Черкизове (Шервинские построили её на свои средства), выполнив её в неорусском стиле. Его приметы легко опознаются в скошенном окне, повторяющем марш лестницы, в стилизованных орнаментах по фасаду, в жгуте, протянутом над окнами по линии фасада, в массивности форм,— все детали из псковской архитектуры XVII вв. Уже в 1912 году он был избран членом Московского Архитектурного Общества,— свидетельство признания его профессионализма.

Строительство Лечебницы для душевнобольных на Донской

Через 2 года, в 1912—1913 гг., поворот стиля в его творчестве — возведение комплекса (всего 9 корпусов) частной лечебницы душевнобольных Н. Н. Баженова и С. Л. Цетлина («Клиника неврозов» на Донской улице, 43), законченного к 1914 г. (проект опубликован в ежегоднике Московского архитектурного общества от 1914 г.). Этот заказ Шервинский получил, может быть, не случайно — имя его отца было известно очень широко; видимо, сказался и опыт работы с Когновицким, строившим амбулаторию на Яузской улице (строительство больниц отличалось спецификой и, несомненно, требовало технического опыта в работе с этого рода постройками; возможно, Шервинский был его помощником) и Мейснером, строившим несколько клиник в Москве как раз в годы, когда с ним работал молодой Шервинский. Здание Лечебницы — одно из лучших сооружений Москвы в стиле неоклассицизма, в его самой строгой, сдержанной и одновременно камерной форме. Корпусы Лечебницы окружал замечательный французский парк — с беседкой, партерами, рядами куртин.

В 1915 г. с началом Первой мировой войны Шервинский был мобилизован на фронт санитаром Красного Креста. Его жена (из семьи знаменитых музыкантов и оперных учителей Ральф-Агац), будущая солистка оперы Большого театра, Маргарита Карловна, окончив курсы сесетр милосердия и оставив малолетнюю дочь на попечение родных, добровольно поехала вслед за мужем. В семейном архиве сохранился альбом военных фотографий Евгения Васильевича — он неожиданный: архитектурные виды, пейзажные парки, архитектурные детали. Через 3 года Шервинский был демобилизован и в том же году поступил в Государственные реставрационные мастерские Народного комиссариата Просвещения (ныне Центральные реставрационные мастерские имени И. Э. Грабаря). На протяжении нескольких лет после Октябрьского переворота он избирался секретарём Московского Архитектурного общества.

Обращение к классицизму (архитектурному и парковому) при проектировании Лечебницы оказалось для Шервинского судьбоносным: занимаясь с 1916 г. по 1931 гг. архитектурной реставрацией, он работал большей частью над зданиями эпохи классицизма (конца XVIII и 1-й половины XIX в.) и, по сути, стал одним из пионеров научной реставрации архитектуры в советское время. Шервинский понимал классицизм как бы изнутри — как профессиональный архитектор, сам неоклассик по убеждению; необычайно важным оказалось и его понимание мира природы и чувство ландшафта. Классицизм в своей рациональности, кажется, «исправлял» природу, но, на самом деле, проистекало это от веры в её внутреннюю логику, от веры в возможность сотворчества с нею. Интересно, и с человеческой, и с профессиональной точки зрения, что на протяжении всех этих лет Шервинский внимательно изучал парковую архитектуру (в том числе и выезжая за границу и посещая знаменитые ансамбли вилл и дворцов Европы).

Реставрационные проекты 1916—1931 гг

Основной круг реставрируемых Е. В. Шервинским в 1916—1931 гг. построек — был он диктуемым или личным выбором — характерен; из самых главных — бывшая Шереметьевская больница (Институт скорой помощи имени Склифосовского, арх. Е. Назаров, Дж. Кваренги, 1792—1803, 1803—1807 гг.), Петровский дворец (Академия воздушного флота, арх. М. Казаков, И. Таманский, 1775—1783 гг., 1826—1836 гг.), Пашков дом (здание Ленинской библиотеки, арх. В. Баженов, 1784—1788 гг.), 1-я Градская больница (арх. О. Бове, 1828—1832 гг.), Дом Губина на Петровке (арх. М. Казаков, сер. XVIII в., 1790 г.), Московский университет (М. Казаков, Д. Джилярди, 1782—1793 гг., 1817 г.), Манеж (О. Монферран, О. Бове, 1823—1825 гг.), Дом Липгарт (он же — дом Лобанова-Ростовского, арх. Ф. Кампорези, 1790-е гг.) на Мясницкой, Мамонова дача на Воробьёвых горах (арх. И. Жеребцов?, С. Чевакинский?, 1756—1761 гг.), павильоны дома Найденова (санаторий «Высокие горы», арх. Д. Джилярди, А. Григорьев, 1829—1831, 1836 г.), особняк князя Гагарина на Поварской (Управление Московского государственного коннозаводства, арх. Д. Джилярди, 1822—1826 гг.), здание Академии художественных наук (бывшая мужская гимназия Поливанова, арх. Ф. Соколов?, А. Таманян, 1820, 1841, 1915 гг.) на Пречистенке, здание Военных складов (Московский кригскомиссариат, «Дом Бирона», арх. Н. Легран, 1778—1780 гг.) у Устьинского моста, Яузская больница для чернорабочих (больница имени Медсантруд, арх. Р. Казаков, М. Кисельников, Е. Назаров, 1796—1802 гг.), дом Барышникова (также Мясницкая больница, арх. М. Казаков, 1793—1796, 1797—1802 гг.), Ново-Екатерининская больница (арх. М. Казаков, О. Бове?, 1780-е, 1825—1828 гг.). В этом списке — только те здания, реставрация которых носила характер большой архитектурной работы, включала научное описание, обследование, серьёзные переделки-восстановления. Часть архитектурно-восстановительных работ предполагала и реконструкцию парков, но, по сути, их новое проектирование в духе памятника (по большей части парки к XX в. уже погибли или были сильно изменены). В архиве Шервинского сохранился проект Бироновского парка при кригскомиссариате,— забытая великолепная работа уровня высокого шедевра.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ