Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шулешко, Евгений Евгеньевич: биография

Во второй половине 1990-х излюбленной экспериментальной площадкой для Е. Е. Шулешко стали четыре детских сада и пять школьных классов в посёлке Старокамышинск Челябинской обл., а с начала 2000-х детский сад «Ладушка» в подмосковном городе Лыткарино (руководитель Л. И. Басова).

Первой печатной работой Е. Е. Шулешко, представляющей созданную им педагогическую практику, стала изданная в 1988 году НИИ Дошкольного воспитания книга «Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателя детского сада». Второй — книга (совместной с А. П. Ершовой и В. М. Букатовым) «Социо-игровые подходы в педагогике». К 2000 году Е. Е. Шулешко подготовил книгу «Понимание грамотности», обобщающую идеи и опыт созданной им педагогической практики. Её второе, значительное дополненное, издание в двух томах вышло уже посмертно.

Ровесническое образование

(основная статья)

Ровесническое образование — принцип организации образования и соответствующие ему педагогические практики, ключевым условием успешности обучения в которых признаётся становление дружеского сообщества учащихся.

По формулировке В. И. Слободчикова: «Е. Е. Шулешко показал, что в период от 5 до 7 лет возможно построить такую детскую общность, где каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими!) справиться с любой задачей… И когда взрослый предлагает группе равных какое-то дело, дети умеют соорганизоваться так, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Такая симбиотическая группа даёт каждому ребёнку чувство защищённости, уверенности в успехе и поэтому готовности действовать даже в самых рискованных, ненормированных условиях, требующих позиционного самоопределения. Это и есть первое условие нормального начала школьного обучения — сформированность такой симбиотической детской общности, которая способна к образованию позиции: Мы, способные действовать.»

Ровесническое образование предполагает переосмысление педагогом приоритетов в своей работе. Предметом целенаправленного воспитания становятся дружеские связи детей, их обращённость друг к другу, умение и стремление играть и действовать вместе, развитие активного интереса ко всему происходящему в группе, создание особого микроклимата доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Приятельские отношения со сверстниками рассматриваются педагогами как самое важное и самое главное дело в жизни детей.

Именно изменения в характере взаимоотношений детей Шулешко полагает содержанием педагогической работы. А темы учебной программы — средством и материалом, при помощи или по поводу которых выстраиваются педагогические ситуации, разворачивается подлинное — межличностное — содержание.

Е. Е. Шулешко разработал систему характеристик этапов развития сообщества «ровесников и учащихся», позволяющую проследить за ходом его развития на протяжении второго пятилетия детской жизни. В связи с этим в центре внимания педагогов находятся:

  • формы объединения детей (коммуникативная дистанция);
  • способность детей действовать организованно в меру требований жизни (образовательный ресурс);
  • преобладающие формы активности и самоутверждения (личностные позиции);
  • формы публичного поведения (педагогический потенциал).

Методы и ориентиры «шулешкинской» педагогики

Созданная Е. Е. Шулешко практика «ровеснического» начального образования обеспечивает в ходе освоения детьми грамоты родного языка атмосферу общего успеха и общего интереса к учёбе, исключает психологические черты «середняка»-троечника и возникновение «двоечников» как социального явления. Она разворачивается в связи с большим кругом педагогических идей и методов, среди которых можно особо выделить следующие.

Социокультурный подход в обраовании

Социо-игровой подход к воспитанию и обучению

Создание оптимальной среды использования родного языка — ключ к естественному ходу освоения грамоты всеми детьми

Последователи Е. Е. Шулешко рассматривают грамоту родного языка не как набор подлежащих освоению навыков, а как важнейший ресурс становления и детского сообщества, и личностного роста каждого ребёнка: «Сам родной язык, которым дети уже овладели, и есть самое деятельное и самое мировоззренческое отношение, доступное им без всякой внешней регламентации. Дети воспитываются, становятся человечнее благодаря действительности мысли, непосредственно данной родным языком».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ