Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Элиас, Норберт: биография

В 1954 году в возрасте 57 лет он наконец получает свою первую постоянную академическую должность в университетском колледже Лестера, который вскоре стал университетом Лестера, в качестве преподавателя социологии. Вместе со своим другом Ильей Нейштадтом он сделал большой вклад в развитие университетского факультета социологии, который стал одним из крупнейших и наиболее влиятельных факультетов в Великобритании. Однако учёный чувствовал, что его идеи не находят отклика. Положение усугубляло то, что за время его работы в Великобритании ни одна из его книг не была переведена на английский — не только из-за непонимания значения его идей, но и из-за общего упадка внимания социологов к истории. Он уволился в 1962 году, однако продолжил обучать аспирантов в Лестере до середины 1970-х. Среди последующих известных социологов, обучавшимися и работавшими в Лестере, были Джон Голдторп, Энтони Гидденс, Мартин Элброу, Шейла Аллен, Джо и Олив Бэнкс, Ричард Браун, Мэри Макинтош, Никос Музелис, Сэми Зубайда и Кит Хопкинс. Студентами факультета являлись Джон Элридж, Крис Роджек, Пол Хирст, Грэм Саламан и Брайан Уилсон.

С 1962 по 1964 Элиас работал профессором социологии в университете Ганы в Легоне, пригороде Аккры. В 1960-е годы его главные труды, написанные ещё в 1930-е, стали постепенно приобретать признание в Германии и Голландии. После возвращения в Европу в 1965 году он был приглашённым профессором в различных германских и голландских университетах, а с 1977 года обосновался в Амстердаме. Его репутация и популярность резко возросли после публикации в 1969 году монографии «О процессе цивилизации». С 1978 по 1984 год он работал в Центре междисциплинарных исследований в Билефельдском университете. Элиас стал первым одновременным лауреатом премии Теодора Адорно (1977) и Европейской премии Амальфи за социологию и социальные науки (1987). В 1983 социолог стал инициатором создания фонда имени Норберта Элиаса. Этот фонд занимался проведением конференций, распространением идей своего создателя, а также давать возможность молодым ученым высказывать свои идеи и теории. Фонд стал наследником социолога, продолжая популяризировать его идеи после его смерти. Так как всю свою жизнь ученый посвятил науке, он так и не завёл семью. Помимо своей социологической работы Элиас занимался поэзией. Норберт Элиас умер у себя дома в Амстердаме 1 августа 1990 года.

Научный вклад

Социологическая концепция Элиаса строится на понятии фигураций, введённое им в научный оборот. Фигурации — это социальные процессы и структуры, цепочки взаимосвязей, в которых люди взаимодействуют друг с другом. То есть в отличие от многих других социологов Элиас говорит о форме взаимодействия, а не только о процессе. Фигурации постоянно изменяются и имеют свой неповторимый облик в определённом историческом периоде и обществе. Фигурация состоит из нескольких уровней: макроуровень, то есть правила в обществе, и микроуровень, то есть индивидуальное поведении людей. Фигурационная социология изучает, как складывается та или иная фигурация, как происходит процесс смены фигураций. Главным отличием фигураций от, например, структур Толкотта Парсонса, с которым Элиас заочно полемизирует, является отсутствие статичности, то есть фигурация — это в некотором роде процесс.

Для Элиаса в историческомпроцессе основную роль играло культурное развитие, а не экономическое, и культура была главным объектом его исследований. В этом аспекте он расходится с Карлом Поланьи и с Карлом Марксом. Тем не менее Элиас считал, что без понимания идей марксизма невозможно развивать современную социологию. Он соглашался также и с идеей слитности развития общества и личности. Но оригинальность его вклада заключается в создании исторически обоснованной теории общества с использованием параметров, которые до этого не считались определяющими.

Его наиболее известная работа «О процессе цивилизации» является примером фигурационной социологии. В ней рассматривается постепенное становление и развитие цивилизации в средневековой Европе. Элиас полагал, что этот метод можно применить, чтобы понять универсальные закономерности развития общества вплоть до новейшего времени.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ