Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Элиас, Норберт: биография

В этой книге Элиас показывает, что на ранних стадиях развития цивилизации люди могли существовать, будучи мало зависимы друг от друга. Но со временем разделение труда и конкуренция привели к тому, что традиционное общество начало меняться, а различия между людьми усиливались. Теперь человек уже не мог полагаться только сам на себя, но стал зависимым от окружающих его людей. Происходило постепенное удлинение и усложнение цепочек взаимозависимости людей. Что, в свою очередь, повлекло за собой существенное изменение в социальном строе. В Новое время происходит постепенный переход государственного строя к абсолютным монархиям. Происходит это по разным причинам, одной из которых является изменение военного дела в связи с изобретением пороха. Конница, бывшая самым сильным военным подразделением, начинает терять свою актуальность. Так как коня мог позволить себе содержать далеко не каждый, а лишь относительно богатые, вассалы зачастую могли сохранять определённую независимость от монарха. С появлением огнестрельного оружия начинается упадок феодального строя. Концентрация власти, то есть монополии на применение насилия, в руках монарха, приводит к тому, что в для получения ресурсов надо бороться за близость к телу. При этом если до формирования королевского двора люди должны были заботиться в основном о том, чтобы избежать прямого насилия, то теперь появляется необходимость обращать внимание на опасности, которые раньше были менее значительными. Придворные и приближённые вынуждены строже себя контролировать, то есть следить за проявлением своих эмоций. Так возникает этикет. Политика, борьба за ресурс, за власть теперь делается не только силовыми методами, не на полях сражений, но в кулуарах.

Анализируя конкретные примеры, такие как поведение за столом, в спальне и т. д., Элиас пришёл к выводу об изменении «порога стыдливости». То, что было раньше вполне естественным и не осуждалось, например, прилюдные отправления нужды, со временем стало причиной возникновения чувства стыда. Причиной всех этих изменений было постепенное изменений фигураций, то есть увеличивающееся количество взаимосвязей между людьми приводило к наложению запретов на импульсивные проявления человеческой природы. Первоначально такого рода запреты появлялись в высших слоях общества. Со временем разбогатевшая буржуазия начинает воспринимать повадки и этикет аристократии, что обусловлено модой и заложено в её циклах. Таким образом, процесс цивилизации по Элиасу есть постепенное увеличение самоконтроля, самоограничений с одной стороны, с возрастанием зависимости от социальной действительности, с другой, так как цепочки взаимосвязей усложняются. Как и Макс Вебер, Элиас видел главную особенность Западной цивилизации в этом культе самоконтроля, но находил его истоки не в протестантской этике буржуазии, но в придворном аристократизме, откуда он в свою очередь распространялся в других классах и сословиях. Так, через изменение фигураций происходят социальные изменения. Такие смены фигураций Элиас называл «рывками» в процессе цивилизации. Развитие цивилизации, по Элиасу, представляет собой движение как вперед, так и назад, оно характеризуется как стартами, так и остановками и децивилизационными процессами.

Смена фигураций в процессе цивилизации — одновременное изменение поведения людей, их образа мыслей, и изменение социального строя. То есть изменения хабитуса индивидов и социальные изменения — это единый взаимосвязанный процесс. Концепция Элиаса стала отчасти продолжением и развитием идей таких выдающихся немецких социологов начала 20 в. как Макс Вебер и Вернер Зомбарт. Она также во многом перекликается с трудами французских историков школы «Анналов», и стала во многом предвестием работ Мишеля Фуко по истории сексуальности. Благодаря Элиасу началось изучение исторической роли аристократии, ранее считавшейся паразитарной социальной стратой. Также Элиасом был сделан вклад в изучение телесности, норм поведения, связанных с естественными жизненными процессами.

Критика научных идей

Уязвимыми для критики оказываются многие стороны теории Элиаса. Например, тезис о превращении внешнего принуждения в самопринуждение остаётся неясным моментом. Стивен Уайт критикует теорию Элиаса с исторической точки зрения. Ведь Элиас рассматривает процесс цивилизации на примере Франции, хотя многие формы этикета возникли именно в Италии, где не существовало абсолютной монархии, и уже оттуда экспортировались во Францию. Более того, Италия оставалась феодально раздробленной вплоть до конца 19 века. Схожим образом и в Японии, несмотря на разрушение абсолютной власти монарха, и отсутствие королевского двора, культура и этикет развивались и усложнялись на протяжении всей истории. В рамках психоаналитического подхода недостатком является то, что из трех психоаналитических инстанций («оно», «я» и «сверх-я»), он сохраняет «оно» и «сверх-я», но практически не говорит о «я», оказывающимся эпифеноменом социального взаимодействия. Швейцарский антрополог Х.-П. Дюрр опубликовал четыре тома под общим заглавием «Миф о процессе цивилизации», в которых указывал на ошибки теории Элиаса. С другой стороной теория Элиаса подверглась со стороны постколониальной теории, ведь концепция процесса цивилизации может создавать точку зрения «сверху вниз» на тех, кто не соответствует европейским стандартам этикета.

Библиография

Книги Норберта Элиаса

  • Норберт Элиас. Общество индивидов. М., 2001.
  • Норберт Элиас. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. М.; СПб, 2001.
  • Норберт Элиас. Придворное общество. М., 2002.

Книги о Норберте Элиасе и его работах

  • Гергилов Р. Е. Норберт Элиас и «Школа Анналов». // Клио. 2004. N 1 (24).
  • Гергилов Р. Е. Пространство европейской цивилизации. // Обсерватория культуры. 2007. N 4.
  • Гергилов Р. Е. Теория цивилизации Н. Элиаса: Критика и перспективы. // Вопросы культурологии. 2007. N 5.
  • Гергилов Р. Е. Проблема индивидуализации в социологии М. Вебера и Н. Элиаса. // Социологический журнал. 2007. N 3.
  • Кром М. М. Историческая антропология. СПб: «Дмитрий Буланин», 2004. 168 с.
  • Культурология: энциклопедия. / Сост. С. Я. Левый. М.: РОССПЭН, 2007. Т. 2.
  • Руткевич А. М. Историческая социология Норберта Элиаса // Норберт Э. О процессе цивилизации. т. 2. М.; СПб, 2001.-382с.
  • Ритцер Дж. Современные социологические теории, гл. 10. СПб, 2002

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ