Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Янов, Константин Павлович: биография

Блокада

Во время блокады работал, снимая военные фильмы на «Леннаучфильме». На работу ходил пешком. С 1930-х годов Константин с Натальей жили недалеко от родного дома Кирилловых-Яновых по адресу Зверинская ул., дом 18, получив комнату в коммунальной квартире. Киностудия находилась в Невском районе. К 1942 году Константин при росте 192 см весил 40 кг, приобрел цингу, дистрофию третьей стадии, не мог вставать с постели. Наталья умерла от голода в сентябре 1942 года. Сотрудницы киностудии отправили Янова в эвакуацию в Новосибирск. Несколько месяцев провел в больнице Новосибирска, после выписки продолжал работать в филиале киностудии, находившемся там же — в Новосибирске.

Вернувшись к работе в 1944 году в послеблокадном Ленинграде, узнал, что в семье Яновых и в семьях их ближайших родственников погибли почти все — несколько десятков человек, а также все родственники Натальи Пономаревой. Сохранилась живопись и небольшое количество блокадных рисунков самого Константина.

Квартиру Яновых после блокады заняли другие люди, и Константин был вынужден переехать в квартиру погибших родителей к семье сестры.

Послевоенные годы

Чтобы не стеснять семью сестры, в 1946 году переехал в комнату коммунальной квартиры по адресу: Большой проспект П.С., д. 19, кв. 60. В том же году женился на вернувшейся из эвакуации актрисе и художнице Маргарите Сахк (по первому мужу — Шишмарёвой) и был вынужден содержать супругу и её восьмилетнюю дочь от первого брака. Не желая бросать живопись, осваивает «малые формы». Вскоре после переезда родилась дочь Елена.

Друзья, сослуживцы по киноцеху уговаривали Янова выставить работы, но, вступив в члены Союза Кинематографистов практически со дня основания вышеназванного Союза, никогда не выставлял своих произведений и не пытался вступить в члены ЛОСХа. К ближнему кругу общения Константина Янова ещё с юности принадлежали Г. Н. Траугот, И. Л. Лизак, Анатолий Каплан, встречи и творческие диспуты с которыми происходили регулярно. Также общался с художниками, бывавшими в доме сестры: Стерлиговым, сестрами Татьяной и Людмилой Глебовыми, поэтом Кошелевым, художником Щекатихиной-Потоцкой, философом Друскиным.

Близко общался с племянниками — Александром и Валерием Трауготами. Работы дяди произвели большое впечатление на мальчиков. По словам Валерия Траугота, именно дядя привнес в творчество братьев Трауготов нотку мистицизма и волшебства, являясь в детские годы, наряду с отцом — Георгием Трауготом, их первым учителем. В пятидесятые годы в доме Трауготов-Яновых часто бывал юный Арефьев, другие члены «арефьевского круга».

В 1970-е годы познакомился с известным тогда художником Анатолием Зверевым, который высоко оценил творчество Янова. Семья получила отдельную квартиру, и у художника появилась своя комната. В эти годы много времени уделял работе с детьми и молодежью, вел изостудии в пионерлагерях и школах, являлся лектором общества «Знание». Занимался мультипликацией в любительской киностудии ДК им. Ленсовета.

Первые выставки состоялись в ленинградском Доме Кино, однако в 1986 году готовая уже выставка в выставочном зале кинотеатра «Балтика» была запрещена местными властями.

В 1990-е годы и до смерти 10 февраля 1996 года много болел, почти не выходил из дома, но и тогда, при любой возможности навещал сестру и её детей. Ежедневно рисовал, часто наводил новый порядок в своем огромном архиве. После смерти художника не было возможности провести выставки и даже оформить в паспарту часть работ. Ранние работы маслом хранились свернутыми, без рам и подрамников. Только несколько десятков рисунков, демонстрировавшихся на камерных выставках в семидесятых годах были пригодны для просмотров.

Художественные особенности

Бесконечна и необычна фантазия Константина Янова. Такое множество сюжетов и тем почерпнутых из мистической, страшной, но и прекрасной реальности, сновидений, русского и западнославянского фольклора. Детские впечатления начала двадцатого века, любимая Польша, воспоминания о которой тревожили и служили вдохновению всю долгую жизнь художника. Одним из любимых авторов Константина Янова всегда был Гофман, незадолго до рождения Константина живший и работавший именно в Плоцке, где и жила семья будущего художника вплоть до 1907-го года. В юности Константин увлекался мистической прозой Густава Майринка. Отголоски этих впечатлений прослеживаются в творчестве Янова на протяжении всей его жизни. Но цвет, свет, гамма произведений Янова оригинальны и неповторимы. Ещё при жизни художника некоторые знакомые, друзья, коллеги пытались — кто шутя, а кто из других соображений, подражать Янову.

В 2009 году председатель секции графики ЛОСХ-а и любимый племянник К. П. Янова — В. Г. Траугот решил, что время для «взрыва бомбы» каковой, по мнению Траугота являлась живопись-графика его дяди, пришло. Некоторое количество работ Янова было оформлено. К несчастью, Валерий Георгиевич покинул этот мир в том же 2009-м году и не успел увидеть ни одной выставки работ своего дяди и учителя. Не увидели творчества художника и большинство его современников, несколько поколений людей для которых, возможно, знакомство с творчеством Константина Янова не только явилось бы открытием, но и могло бы изменить взгляд на историю русского искусства 20-го века. Удивительная сила и своеобразие дарования художника отмечались всеми, входившими в ближний круг общения, всеми, видевшими выставки его работ в семидесятых годах, и историками, и искусствоведами.

Выставки

  1. 2011 год — Санкт-Петербургское отделение Союза художников России
  2. 2011 год — Выставочный зал «Русского дома». Берлин, Германия
  3. 2012 год — Санкт-Петербургское отделение Союза художников России
  4. 2013 год — Выставочный зал «Русского дома». Берлин, Германия
  5. 2013 год — Выставочный зал библиотеки «на Крестовском», СПб.
  6. 2013 год — Музей Набокова, СПб
  7. 2013-14 года — Санкт-Петербургское отделение Союза художников России
  8. 2015 год  — Выставочный зал «Россотрудничества» , Великобритания, Лондон
  9. 2015-2016 год — Выставочный зал «Голубая гостиная» в помещении Санкт-Петербургского отделения Союза художников России. Выставка была приурочена ко дню Снятия Блокады Ленинграда и к 120-летию со дня рождения Пономаревой и 110-летию со дня рождения Константина Янова.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ