Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Яцимирский, Константин Борисович: биография

Придя в ИФХ АН УССР Яцимирский продолжил тематику исследований, начатую в ИХТИ. Особенно расширилась работа в области теории и практики кинетических методов анализа. Последователи и ученики Константина Борисовича были не только в Иванове и Киеве, они появились и в Москве (МГУ им. М. В. Ломоносова, МИТХТ им. М. В. Ломоносова), в Вильнюсе (государственный университет), в Саратове (государственный университет), в Болгарии (Софийский ГУ), в Польше (Лодзинский ГУ), в ГДР (Лейпцигский ГУ) и других местах. В Киеве К. Б. Яцимирский усиленно стал заниматься применением методов квантовой химии к изучению строения неорганических соединений, а также внес большой вклад в квантовую бионеорганическую химию. Многие работы К. Б. Яцимирского и его учеников посвящены изучению с квантовохимических позиций электронного и пространственного строения координационных соединений с макроциклическими лигандами (тетраазамакроциклы, краун-эфиры, фосфорилсодержащие лиганды и т. п.).

В 1972 году Яцимирский начал исследования в новой для него области — бионеорганической химии, сформировавшейся на стыке таких дисциплин, как неорганическая химия, биохимия, молекулярная биология, медицина. Под его руководством изучалось взаимодействие биологически важных молекул (аминокислот, пептидов, нуклеотидов, витаминов, коферментов) с ионами металлов в растворах, при этом определялись состав, устойчивость и строение бинарных и разнолигандных биметаллических комплексов, а также количественные параметры, характеризующие взаимное влияние лигандов в этих комплексах. В 1976 г. в Киеве вышла монография К. Б. Яцимирского «Введение в бионеорганическую химию» (144 с.).

В конце 80-х гг. ХХ века К. Б. Яцимирский начинает исследования по изучению колебательных химических реакций, протекающих в хаотическом режиме и формулирует основные факторы, позволяющие утверждать, в каком режиме (периодическом или хаотическом) будет протекать колебательная химическая реакция. Вообще, Константин Борисович был убежден, что ученый не должен застаиваться на какой-то «своей проблеме», и раз в 10 лет ему следует менять направление вектора научных поисков. Примером он служил сам. Этому помогало владение им немецким, английским и французским языками.

Педагогическая и общественная деятельность

Внес особый вклад в координацию научных исследований в качестве председателя Научного Совета по неорганической химии АН УССР, заместителя председателя и руководителя секции бионеорганической химии Научного Совета по неорганической химии АН СССР, главного координатора работ в области бионеорганической химии, выполняющихся в 6 странах бывшего социалистического содружества (СССР, НРБ, ГДР, ПНР, ЧССР, СРР).

Автор 26 учебников и монографий, опубликовано более 1000 статей и тезисов докладов, получено 22 авторских свидетельств и патентов на изобретения, подготовлено около 20 докторов и более 60 кандидатов наук.

Участвовал во многих международных конференциях по координационной химии (Швеция, 1962; Австрия, 1964; Швейцария, 1966; Япония, 1967; Австралия, 1969; Польша, 1970; Канада, 1972; Ирландия, 1974; Бразилия, 1977; Чехословакия, 1978; Венгрия, 1982; Италия, 1991), по аналитической химии (Чехословаия, 1959), по катализу (Вашингтон, 1975), по неводным растворам (Англия, 1976) и др. Он являлся организатором и неизменным участником многих Всесоюзных конференций, Чугаевских совещаний.

Вел большую педагогическую деятельность, и желающих попасть в аспирантуру к Яцимирскому было очень много. Требовал научные отчеты раз в год от всех преподавателей, а от аспирантов — раз в семестр, что в сочетании с интеллектуальным потенциалом Яцимирского и его готовностью помочь в трудных обстоятельствах давали свои плоды.

Его аспиранты защитили более десятка кандидатских диссертаций в области термохимии комплексных соединений и более десятка кандидатских диссертаций в области кинетических методов анализа.

К. Б. Яцимирский был прекрасным популяризатором научных знаний и часто выступал перед научными и научно-инженерными работниками, учителями, студентами, школьниками. Он обладал исключительными лекторскими способностями, его лекции всегда отличались глубиной, ясностью и четкостью изложения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ