Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Билинкис, Михаил Яковлевич

Билинкис, Михаил Яковлевич

Педагоги

28 июля 1945 - 07 июля 2007

российский филолог-русист, преподаватель


Билинкис Михаил Яковлевич (1945—2007) — российский филолог-русист, преподаватель.

Биография

Доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ, литературовед, специалист по истории русской литературы и общественной мысли XVIII — первой половины XIX в., теории литературы. Сын известного литературоведа Я. С. Билинкиса (1926—2001). После окончания в 1962 средней школы в г. Умани (Украина) поступает на отделение русского языка и литературы историко-филологического факультета Тартуского гос. Университета, где под руководством проф. Ю. М. Лотмана занимается русской литературой XVIII в. (Первые печатные работы относятся к этому времени).

В 1968 по семейным обстоятельствам переезжает в Ленинград, где возобновляет учёбу, прерванную службой в армии, на заочном отделении филологического факультета ЛГУ, которое и закончил в 1969. В том же году переезжает в Москву, где с 1970 по 1972 является методистом Отдела школьных музеев при ГИМе.

Преподавательская деятельность

В 1972 переходит на кафедру русской и зарубежной литератур Костромского пединститута, где работает до 1979. С начала 1979 живёт в Ленинграде; до 1984 работает в вечерней средней школе № 195 учителем русского языка и литературы. В период работы в школе состоял членом методического совета по литературе городского Института усовершенствования учителей. С 1984 по 1985 — преподаватель кафедры иностранных языков в Сельскохозяйственном институте (г. Пушкин); секретарь институтского отделения общества СССР — Италия, член общества «Знание». С 1986 преподаватель-почасовик на кафедре истории русской литературы филологического факультета ЛГУ, в 1987 избран доцентом этой кафедры, где работал до своей кончины. Читал курсы по истории русской литературы XVIII и XIX вв., введению в литературоведение, теории литературы, вел спецкурсы и спецсеминары, руководил курсовыми и дипломными работами. Несколько лет по договору преподавал русский язык и литературу в университете г. Тэгу (Южная Корея). Преподавание — было любимым делом М. Б. К этому он всегда стремился и продолжал читать лекции, даже будучи уже тяжело больным до самых последних дней жизни.

Научная деятельность

Первая публикация вышла в 1967. С тех пор М. Б. напечатал несколько десятков работ. Научные интересы М Б. связаны в основном с историей русской литературы и общественной жизни XVIII в.

Этому был посвящён и его фундаментальный курс истории русской литературы XVIII в., а также специальные курсы «Радищев как писатель», «Идеологические системы и структура текста в русской культуре XVIII в.» и ряд др., читавшиеся в Костромском пединституте и в Ленинградском (впоследствии СПбГУ) университете. Ещё в студенческие годы проявился интерес М. Б. к личности и творчеству Н. И. Новикова, а также к тесно связанной с ним истории русского масонства и масонской литературы, чем в те годы ещё мало кто занимался (см. статью о специфике просветительских взглядов Новикова в сб. «Quinquagenario» (1972) и развитие этой темы в более поздней работе «„Герменевтическая библиотека“ Н. И. Новикова»).

В 1979 М. Б. защитил кандидатскую диссертацию «Взаимоотношения документальных жанров и беллетристики в русской литературе 60-х годов XVIII века» (научный руководитель — проф. Ю. М. Лотман), где впервые дан обстоятельный анализ жанрового своеобразия самых разнообразных по своим бытовым, жизненным и литературным функциям русских прозаических текстов XVIII столетия. На основе диссертации возникла книга «Русская проза XVIII века. Документальные жанры. Повесть. Роман» (1996). В книге показано различие в репрезентации личности пишущего дневник, воспоминание, записки и т. п. тексты, что приводит к зарождению «художественности» в сугубо документальных жанрах, а впоследствии проявляется в текстах повестей конца века XVIII — нач. XIX в., в первую очередь — в карамзинской традиции В монографии также исследуются процессы, протекавшие в русской прозе XVIII в. в связи с культурными представлениями этого времени — формирование таких понятий как событие, личность, история и др. Главный интерес исследования направлен на то, чтобы показать, как совершается движение от словесности к собственно литературе. В качестве материала использован и основательно проанализирован с точки зрения функциональности этих понятий широкий круг источников, который до того мало использовался в исследовательской литературе (мемуары, записки, дневники и пр.). Документальная литература рассмотрена в книге на фоне массовой беллетристики XVIII века, явившейся основанием для будущего расцвета русской прозы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ