Михаил Викторович Богуславский — доктор педагогических наук (1994), профессор (2001), член-корреспондент РАО (2001), заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (прежнее название - Институт теории и истории педагогики). В настоящее время является ведущим российским специалистом по методологии, теории и истории образования.
Родился 23 июля 1955 года в г. Клайпеда (по месту службы отца на Балтийском флоте), вырос в г. Смоленске.
Образование и академическая карьера
В 1977 г. окончил исторический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. В 1977—1983 гг. работал учителем истории и организатором внешкольной воспитательной работы в школе № 106 г. Москвы. С 1983 г. М. В. Богуславский находится на научной работе в системе АПН СССР — РАО.
В 1986 г. защитил диссертацию «Идея стимулирования радости познания у школьников в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, спец. 13.00.01, «общая педагогика».
В 1994 г. защитил докторскую диссертацию, в 2001 г. ему присвоено звание профессора.
27 апреля 2001 года избран членом-корреспондентом РАО. Является заместителем председателя Бюро отделения Философии образования и теоретической педагогики РАО. Член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО.
Является главным научным сотрудником. Заведовал отделом истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики РАО. Ныне заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
Вклад в науку
В трудах М. В. Богуславского в целостном виде представлен процесс развития отечественной педагогической науки и образования; воплощены методологические подходы к толкованию истории педагогики, как важнейшего культурно — образовательного явления. Разработана система методологических подходов к исследованию истории педагогики (парадигмальный, цивилизационный, аксиологический), которые в своей совокупности позволили существенно обогатить и обновить возможности историко-педагогических исследований. Им осуществлены крупные исследования в сфере философии образования, его ценностных оснований, методологии и технологии осуществления гуманистической педагогики, впервые разработана методология и технология осуществления эксперимента на историко-педагогическом материале.
Учебная и методическая деятельность
М. В. Богуславским разработан и внедрён в практику учебно — методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебные программы, пособия, цикл антологий и избранных произведений Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, С. И. Гессена, М. Монтессори и др.
Авторским коллективом под руководством М. В. Богуславского подготовлен учебник «История педагогики» (под ред. Н. Д. Никандрова. М., 2007, 26 п.л., авт. вклад 16 %), чем внесён значительный вклад в научно-методическое обеспечение образовательного процесса в системе постдипломного образования. Учебно-методический комплекс по истории педагогики внедрён в образовательный процесс МГПУ и ПАПО Московской области, ряда педагогических вузов страны.
М. В. Богуславский является членом диссертационных советов УРАО «Институт теории и истории педагогики» и Смоленского государственного университета.
М. В. Богуславским осуществляется руководство Научным Советом по истории образования и педагогической науке РАО. За 1985-2014 гг проведено 30 сессий Научного Совета, координирующего исследовательскую деятельность более 100 российских историков образования — преподавателей вузов.
М. В. Богуславским подготовлено 6 докторов наук и 9 кандидатов наук.