Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Васильев, Михаил Петрович (капитан 2-го ранга)

Васильев, Михаил Петрович (капитан 2-го ранга)

Флот

17 октября 1857 - 31 марта 1904

российский военный моряк, капитан 2-го ранга


Михаил Петрович Васильев (17 октября 1857, Петрокове, (Царство Польское) — 31 марта 1904, Порт-Артур) — российский военный моряк, капитан 2-го ранга. Первый капитан первого в мире ледокола океанского класса «Ермак», ученик и соратник вице-адмирала Степана Осиповича Макарова.

Биография

Родился в г. Петрокове (Царство Польское) в семье отставного полковника. В 1873 г., после окончания гимназии, поступил на службу вольноопределяющимся в Крепостное инженерное управление Варшавской крепости. Через год, 11.09.1874 г. по просьбе отца, в виде исключения был зачислен в Морское училище (в соответствии с положением, статус отца не позволял его сыну учиться в привилегированном корпусе) с предупреждением немедленного отчислении при возникновении обстоятельств.

16.04.1878 г., как успешно сдавший экзамены, был выпущен гардемарином с зачислением в 4-й флотский экипаж Балтийского флота, где ещё до производства в офицеры исполнял обязанности командира 5-й роты монитора «Стрелец» (примечательно, что полусгнивший корпус этого боевого корабля и сегодня можно увидеть у стен Морского завода в Кронштадте).

К осени 1878 г. в Кронштадт из Петербурга был переведён только недавно вступивший в строй фрегат «Минин». Почти сразу в состав экипажа фрегата был зачислен и гардемарин Васильев. Служба на «Минине» началась с плавания по Финскому заливу, в ходе которого проводились ходовые испытания корабля. «Минин» показал себя очень хорошо, и той же осенью Васильеву посчастливилось отправиться на нём в своё первое заграничное плавание. По пути в Средиземное море, полностью проявились отличные мореходные качества фрегата, который вскоре справедливо был признан одним из сильнейших кораблей своего класса в мире.

С возвращением из плавания, 8.10.1879 г. Васильев узнал о присвоении ему первого офицерского звания — мичмана. Последующие 2,5 года, на различных кораблях он находился во внутренних плаваниях по Балтийскому морю, пока 1.02.1882 не был переведен в Сибирский флотский экипаж. На Дальний Восток Васильев отправился по суше. Сибирская военная флотилия в те годы ещё не располагала необходимым числом боевых кораблей, поэтому первые годы Васильев служил в экипаже, иногда плавая на различных кораблях флотилии. Только 12.02.1985, уже лейтенантом (звание присвоено 1.01.1884 г.), он получил должность ревизора на клипере «Абрек». На нём, под командованием капитана 2-го ранга В. М. Лаврова, Васильев впервые участвовал в гидрографических и лоцмейстерских экспедициях в Охотском и Японском морях.

В 1886 г. из состава Сибирской военной флотилии «Абрек» вместе с судном «Клипер», винтовыми лодками «Горностай» и «Нерпа» был выделен для осуществления морского надзора и охраны рыбных и морских промыслов Приамурского края. В тот год на «Абреке», до самого своего отъезда в Петербург, держал флаг контр-адмирала Д. В. Фельдгаузен. Более года, неся службу по охране побережья Дальнего Востока, «Абрек» крейсировал в Японском, Охотском и Беринговом морях, у Шантарских островов и острова Сахалин.

В 1887 г. Васильев был переведен на пароход Добровольного флота «Москва», на котором с командой уволенных в запас нижних чинов совершил плавание из Владивостока в Одессу. Вскоре, после прибытия на Черное море 9.01.1888 г. он получил назначение на Балтийский флот с зачислением в 1-й флотский Его Императорского Величества генерал-адмирала экипаж. В том же году на клипере «Пластун» плавал в составе Практической эскадры Балтийского моря. По окончании кампании Васильев был зачислен в Минный офицерский класс, где свел близкое знакомство с будущим изобретателем радио, профессором А. С. Поповым. Через 1,5 мес. после окончания 15.09.1889 г. Минного офицерского класса и получения звания минного офицера 2 разряда, Васильев получил назначение минным офицером на корвет «Витязь», который только в мае вернулся после 3-х летнего кругосветного плавания под командованием капитана 1-го ранга С. О. Макарова.

Осенью 1891 г. на «Витязе», уже с новым командиром — капитаном 1-го ранга С. А. Зариным, Васильев вновь отправился в долгое заграничное плавание на Дальний Восток. У Зарина были намерения приумножить славу корвета. До весны 1893 г. его экипаж успешно занималась гидрологическими и картографическими исследованиями в Охотском и преимущественно в Японском морях. За год работы офицерам корвета (недавно переквалифицированного в крейсер) удалось сделать очень многое. Были подробно описаны бухты, заливы, мысы, банки, промерены глубины, нанесены фарватеры. На карте морей появилось множество новых названий. Завершить экспедицию не удалось; в мае 1893 г. корабль погиб. Это произошло в узком проливе у корейских берегов рядом с портом Лазарева. В течение почти месяца руководил спасательными работами вновь назначенный старшим офицером «Витязя» лейтенант Васильев. Спасти корабль так и не удалось.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ