Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Васильев, Михаил Петрович (капитан 2-го ранга): биография

Через год после неудачи с «Витязем» Васильев выехал по суше с Дальнего Востока на Средиземное море, где в Пирее принял под своё командование аварийный миноносец «Котка». Только недавно вступивший в состав флота, в августе 1894 г. миноносец следовал из Балтийского моря во Владивосток, но из-за выхода из строя котлов, вынужден был остаться в Греции. Обездвиженный корабль вошел в состав Средиземноморской эскадры контр-адмирала С. О. Макарова, который, не сильно веря в успех, поручил Васильеву подготовить «Котку» к самостоятельному походу. В апреле 1895 г. Васильеву всё же удалось своим ходом перевести миноносец в Севастополь и поставить его там на ремонт. Как он это сделал, уже не установить. Возможно, винтовое судно на время превратилось в парусник. Завершив всю операцию, Васильев сдал «Котку» новому командиру, а сам выехал в Петербург.

В составе Балтийского флота Васильев коротко командовал миноносцем «Сокол», однако, вскоре был назначен старшим минным офицером на строящийся броненосец «Сисой Великий». Поскольку, вступление в строй броненосца непрерывно откладывалось, вернувшийся с Дальнего Востока контр-адмирал С. О. Макаров, заняв в январе 1896 г. должность командующего Практической эскадрой Балтийского моря, привлек Васильева в свой штаб. Возможно, Макаров не забыл, как Васильев выручил миноносец «Котка».

С этого момента и до конца жизни Васильев стал ближайшим учеником и помощником С. О. Макарова. Надо отметить, что очень многие офицеры флота не без основания считали себя учениками Макарова, но сам Степан Осипович накануне Русско-японской войны называл лишь двоих капитанов 2-го ранга — Михаила Петровича Васильева и Константина Федоровича Шульца.

Именно в 1896 г. на флагмане Практической эскадры броненосце «Пётр Великий» С. О. Макаров с двумя своими помощниками обосновал и детально разработал план покорения Арктики судами совершенно нового типа — тяжелыми океанскими ледоколами. Более того, втроем они, по существу разработали проект такого ледокола водоизмещением более 6000 т.

Для проверки своих идей летом 1897 г. Макаров с Шульцем на пароходе «Иоанн Кронштадтский» предприняли рекогносцировочное плавание из Норвегии в Карское море до Енисея. Васильев не смог принять участие в этой экспедиции. Как раз весной он был назначен старшим офицером броненосца «Император Николай I», который в составе Средиземноморской эскадры адмирала П. П. Андреева до конца года участвовал в миротворческой операции на острове Крит.

Итогами плавания Макарова и Шульца в том же 1897 г. стало Высочайшее согласие на строительство в Великобритании фирмой «Армстронг и Витворт» первого в мире ледокола океанского класса проекта Макарова, который нарекли «Ермаком». Именно Васильев, назначенный первым командиром «Ермака», по настойчивому требованию Макарова был направлен Морскимведомством в Ньюкасл наблюдать за созданием ледокола. Строительство продолжалось чуть больше года, и все это время Васильев неотлучно находился рядом со своим будущим кораблем. Уже 20 февраля 1899 г. он вывел «Ермак» в своё первое плавание в Кронштадт.

В том же 1899 г. под флагом Макарова состоялось первая экспедиция «Ермака» в Арктику. Командовал кораблем капитан 2-го ранга (звание присвоено 14.05.1896 г.) М. П. Васильев. Старшим офицером был лейтенант К. Ф. Шульц. Это путешествие не достигло всех поставленных целей, но впервые в истории корабль не избегал льда а наоборот, смело шел ему навстречу. Прежде всего, надо было экспериментально разработать технологию преодоления толстого пакового льда, структура которого существенно отличалась от привычного. Не обошлось и без аварий. Пришлось для ремонта и небольших переделок на несколько дней даже вернуться в Ньюкасл. Тем не менее, первая арктическая экспедиция на ледоколе безусловно удалась. В тот год на Шпицбергене морякам «Ермака» даже удалось установить Вековую метку.

После завершения экспедиции, уже на Балтике, зимой 1899—1900 гг., под командованием Васильева «Ермак» в течение нескольких месяцев участвовал в уникальной операции по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни у острова Гогланд. Эта эпопея связана ещё и с именем профессора Попова, который именно тогда, в 1900 г., впервые в истории осуществил радиообмен между островом Гогланд и Коткой. Неоценимую помощь А. С. Попову и его ассистенту П. Н. Рыбкину оказали тогда Васильев с Шульцем.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ