Инокиня Васса (в миру Варвара Георгиевна Ларина, англ. Barbara Larin; 11 декабря 1970, Наяк, штат Нью-Йорк) — инокиня Русской Православной Церкви Заграницей, литургист, византист, преподаватель Венского университета. Доктор философии. Автор ряда научных публикаций. Член Society of Oriental Liturgy и North American Academy of Liturgy.
Биография
Родилась в 1970 году в семье священника Георгия Ларина.
В 1984 году поступила в Наякскую среднюю школу, которую окончила 1987 года с отличием.
В 1987—1989 училась в Брин-Мор-колледж с гуманитарной специализацией.
В 1990 году поступила в Леснинский монастырь РПЦЗ в Провемоне, Франция. В 1996 переведена архиепископом Берлино-Германским Марком (Арнтом) в Мюнхен, где несла послушание регента в кафедральном соборе.
В 1996—2004 годы изучала архивные документы по истории РПЦЗ в собраниях Нью-Йорка, Мюнхена и Москвы.
C октября 2003 года училась в Институте Православного богословия Мюнхенского университета, который окончила 10 февраля 2006 года; тема выпускной дипломной работы: «Entstehungsgeschichte und liturgisch-theologische Deutung des „kniglichen“ Anfangs des Orthros».
В 2006—2008 годы работала асcистенткой профессора Роберта Тафта в Папском Восточном Институте в Риме.
18 декабря 2008 года защитила в Мюнхенском университете докторскую диссертацию по теме «The Hierarchal Divine Liturgy in Arsenij Suxanov’s Proskinitarij: Text, Translation, and Liturgical Analysis of the Entrance Rites» (научный руководитель — проф. Роберт Тафт). С января 2009 года преподает в Институте Литургических исследований Богословского факультета Венского университета (Австрия).
23 октября 2014 года решением Священного Синода включена в состав Межсоброного присутствия; вошла в состав комиссии по вопросам церковного права и комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства
«Кофе с сестрой Вассой»
Инокиня Васса получила известность в интернете благодаря коротким видеороликам, которые стали размещать на YouTube под общим названием «Coffee with Sr. Vassa» — первый ролик был опубликован 29 августа 2013 года. Эти ролики (подкасты), длиной обычно около десяти минут, повествуют о различных темах, связанных с Церковью, от основных верований Церкви, говорит о праздничные дни и праздники, к современным проблемам и событиям в Церкви. Видео снискали признание и любовь поклонников и регулярно снабжаются добровольцами на субтитрами на русском, греческом, сербском, испанском, румынском, болгарском, украинском и словацком языках, а иногда также и на других языках. Сестра Васса рассматривает эти видео как часть своих обязанностей, и что образование, полученное ей в Церкви должно быть использовано не только ради нее самой, но и для служения Церкви. Данное служение поддерживается, по крайней мере частично, за счёт продажи кофейных чашек, денежных пожертвований, и подписчиков (subscriber patrons), которые получают бонусные подкасты и материалы для изготовления текущих, ежемесячные пожертвования). Кроме Youtube, «Кофе с сестрой Вассой» транслируется через Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google Plus и Ancient Faith Radio. Все это делается с благословения архиепископа Марка.
Публикации
- The Hierarchal Divine Liturgy in Arsenij Suxanov’s Proskinitarij: Text, Translation, and Analysis of the Entrance Rites. Roma, 2010. (Orientalia Christiana Analecta; 286). ISBN 978-88-7210-370-8.
- Церковный принцип икономии и Русская Православная Церковь Заграницей при митрополите Анастасии // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2003 г. М., 2003. С. 295—305.
- От Всероссийского церковного собора к Всероссийскому Собору, или: Что такое «Православное Епископство Церкве Российския»? // Православная Русь. Джорданвиль, 2004. № 13. С. 12-14.
- «Русскость» Русской Зарубежной Церкви в период 1920—1945 гг. в аспекте церковной икономии // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2004. С. 311—323.
- Двупсалмие // Православная энциклопедия М., 2006. Т. 14. С. 269—270.
- «Слава Богу, Свою Церковь не оставляющему». Самосознание РПЦЗ на Третьем Всезарубежном Соборе 1974 г. // XVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2006. Т. 2. С. 203—207.
- The Dikerion and Trikerion of the Byzantine Pontifical Rite: Origins and Significance // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 2008. Vol. 74. P. 417—430.
- What is Ritual Im/Purity and Why? // St. Vladimir’s Theological Quarterly. New York, 2008. Vol. 52: 3-4. P. 275—292.
- The Origins and History of the Royal Office at the Beginning of Matins // Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. Grottaferrata, 2008. Vol. 3/5. P. 199—218.
- Поминовение гражданских властей в византийском обряде как выражение церковного понимания государства // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13-16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 3. С. 441—454.
- Feasting and Fasting According to the Byzantine Typikon // Worship. Collegeville (MN), 2009. Vol. 83. P. 133—148.
- Fr. Alexander Schmemann and Monasticism // St. Vladimir’s Theological Quarterly. New York, 2009. Vol. 53: 2-3. P. 301—318.
- A Peculiarity in the Liturgy of St. John Chrysostom in Russia: Commemoration of Civil Authorities // Studia Liturgica. Boston (MA), 2009. Vol. 39. P. 15-22.
- Die Entstehungsgeschichte des kniglichen Anfangs des byzantinischen Orthros // H.-J. Feulner (Hg.) Liturgies in East and West: Ecumenical Relevance of Early Liturgical Development — Scholarly International Symposium Vindobonense (Vienna, November 17-20, 2007). Wien, 2009.
- Feasting and Fasting According to the Byzantine Typikon // Orientale Lumen XII Conference: Proceedings, 2008. Fairfax (VA), 2009.
- Toward the Origins of Singing It is Worthy (Axion Estin) at the Entrance of a Bishop into Church in the Byzantine Rite // D. Galadza, N. Glibeti, G. Radle (eds.) TOXOTHC. Studies for Stefano Parenti. Grottaferrata, 2010. (Analekta Kryptoferres; 9). P. 267—275.
- The Hierarchal Liturgy in Late Byzantium and After: Toward a Liturgical Ecclesiology // St. Vladimir’s Theological Quarterly. New York, 2011.
- Life, Liturgy, and the Canons of the Orthodox Church Today // Worship. Collegeville (MN), 2011.
- Priester- und Opferverstndnis in der Orthodoxen Kirche // K. Nikolakopoulos, ed. Festschrift fr T. Nikolaou. Mnchen, 2011.
- Russisch-Orthodoxe Religionslehre // Lehrplan fr das Gymnasium in Bayern: Lehrplan des achtjhrigen Gymnasiums / Bayerisches Staatsministerium fr Unterricht und Kultus. Mnchen, 2004.
- Das Typikon und wie man es benutzt // Der Bote der deutschen Dizese der Russischen Orthodoxen Kirche im Ausland. Mnchen, 2000. № 4. S. 34-35.
- Православные праздники и праздничное богослужение // Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. Мюнхен, 2000. № 5-6. С. 34-35.
- Праздник Сретения и история его // Там же. С. 35-36.
- Первые годы (1920—1921 гг.) Русской Зарубежной Церкви в исследовании историка прот. Владислава Цыпина // Там же. 2002. № 2. С. 23-24.
- Как следует класть поклоны в храме? // Там же. № 3. С. 21-23.
- «Первые годы РПЦЗ (1920—1921 гг.) в исследовании историка прот. Владислава Цыпина» // Православная Русь. 2003. № 12. С. 11-12.
- Как мы могли остаться русскими // Мы в России и Зарубежье: Православный общественно-политический журнал. Москва, 2005. № 4. С. 10-11.
- Questions on the Eastern Churches: A New Author, a New Beginning, and Updated ‘QBox’ Rules // Eastern Churches Journal. Fairfax (VA), 2008 [2010]. Vol. 15/1. P. 141—143. (в соавторстве с Робертом Таффтом)
- Questions on the Eastern Churches 22. Two Questions on Ruthenia Liturgical Usage: Why Is There No Conferral of Cuffs at Diaconal Ordinations? And Who Bows to Whom During the Great Canon of St. Andrew of Crete? // Ibid. P. 144—146.
- Онлайн-интервью на тему: Orthodoxy is Not a Religion of Fear // Historical Studies of the Russian Church Abroad. 04.05.2009.
- Онлайн-интервью на тему: Orthodoxy: Affirmation, not Negation // Ibid. 04.09.2009.
- Онлайн-интервью на тему: Богословие научно, если им заниматься компетентно // Татьянин день. 23.06.2010.