Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Вессель, Николай Христианович

Вессель, Николай Христианович

Педагоги

День рождения 22 января 1834

русский педагог, публицист, литератор, этнограф


Николай Христианович фон Вессель (22 января 1834 (3 февраля), Санкт-Петербург — 3 июня 1906, там же) — русский педагог, публицист, литератор, этнограф. Один из основателей и секретарь Педагогического общества в Санкт-Петербурге (1869).

Биография

Окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию в 1851 году. Затем изучал восточные языки в Санкт-Петербургском университете (1855). С 1856 работал домашним учителем, затем — эксперт-педагог Министерства народного просвещения Российской империи.

В 1867—1874 и 1884—1897 годах — член Учёного комитета; в 1897—1900 — член Совета при министре Министерства народного просвещения.

Член Педагогического комитета в 1874—1882 и 1897—1901 годах Военного министерства.

Совместно с И. И. Паульсоном в 1861—1864 редактировал педагогический журнал «Учитель», посвящённый, главным образом, вопросам первоначального обучения, в 1864—1882 — редактор журнала «Педагогический сборник» и «Задушевное слово» (1885—1900), а также приложения к нему «Педагогического листка» (с 1887).

Писал много по экономическим вопросам в «Голосе», «Новом времени» и других столичных газетах.

Научно-педагогическая деятельность

Высшим принципом воспитания считал принцип природосообразности. Педагогическое искусство, по Весселю, заключается в побуждении к самовоспитанию и должно всегда учитывать особенности личности учащегося и современное состояние просвещения. Пытался разработать и психологически обосновать теорию общего образования, целью которого считал полное развитие способностей каждого человека, а результатом — осознание учащимся своих способностей и выбор соответствующей профессии. Решающим для преодоления отрыва школы от жизни считал использование в обучении местного материала (вплоть до создания учебников для отдельных местностей).

Предлагал программу совершенствования российских гимназий. Разработал демократическую систему народного образования, состоящую из общего и профессионального образования, и последовательно (хотя и безуспешно) защищал её в печати и правительственных учреждениях. Составил проекты создания обязательной народной 8-летней школы и 4-летней средней школы. Широкая сеть профессионального образования должна была строиться на основе общего образования. Считая сохранение классических гимназий временным (до тех пор пока университет будет требовать знания древних языков), выступил с программой совершенствования русских гимназий («Учебный курс гимназий», 1866): усиление развивающих элементов в обучении, ликвидация перегрузки учащихся и т. д.

Избранные публикации и труды

Автор трудов по теории и истории педагогики, частью им редактированных, частью самостоятельно обработанных.

  • Профшколы и обучение ремёслам (1881),
  • Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России («Русская школа», 1890—1891),
  • Наша средняя общеобразовательная школа (1903).
  • Очерки об общем образовании и системе народного образования в России (издано в 1959) и др.

Начал издавать 4-томное «Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов» (1873—1874; вышло 2 тома).

Перевёл и дополнил сочинения Ф. Бенеке «Опытная психология в применении к воспитанию и обучению детей» (1862) и «Руководство к воспитанию и обучению» (1871—1872) и др.

Будучи этнографом, собирал народные песни. Вместе с Е. К. Альбрехтом составил сборник «Гусельки» (128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток…, 1879), «Школьные песни» (115 народных, литературных, исторических и военных песен, положенных для школ, 1879).

Литература

  • Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т. 1. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — С. 141. — ISBN 5-85270-114-9
  • Вессель, Николай Христианович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ