Гилович, Томас: биография
В 1994 году Гилович исследовал причины сожаления. Им было установлено, что в краткосрочной перспективе люди жалеют чаще о сделанных вещах, а в долгосрочной — о несделаных.
Эффект привязки
Совместно с Амосом Тверски и Дэниэлом Канеманом, Гилович исследовал эффект привязки, особенность оценки числовых значений человеком, из-за которой оценка смещается в сторону начального приближения. В исследовании, проведённым совместно с Николасом Эпли, он обнаружил, несколько возможных проявлений эффекта привязки; в другом исследовании было обнаружено, даже после обнаружения человеком ошибочности привязки информации она продолжает влиять на итоговый результат.
Самосдерживание
В социальной психологии Гиловичем был обнаружен феномен самосдерживания, проявляющийся, когда люди осознанно отказываются от совершения неких действий, боясь, что эти действия нанесут ущерб их чувству собственного достоинства и выдумывая вымышленные препятствия, чтобы их не делать. Эти препятствия могут быть как реальными (например, не идти учиться в университет из страха учиться плохо, либо не пить, боясь стать алкоголиком), так и вымышленными. По утверждению Гиловича, подобна стратегия распространена среди спортсменов, студентов и учёных и часто выходит боком для применяющих её.
Исследования в области поведенческой экономики
Гилович известен не только как психолог, но и как специалист в области поведенческой экономики. Его перу принадлежит научно-популярная книга «Мудрейший человек в комнате: Как вы можете пользоваться важнейшими достижениями социальной психологии» (англ. The Wisest One in the Room: How You Can Benefit from Social Psychology's Most Powerful Insights). В интервью с радиоведущим Брайаном Лерером, Гилович заявил, что в этой книге он затрагивает проблему разницы между интеллектом и мудростью, а также негативное воздействие неравенства доходов на счастье и мотивацию. Журнал Kirkus Reviews дал книге положительную оценку.
Покупки, основанные на опыте
Основная тема работ Гиловича по поведенческой экономике — это важность опыта при приобретении материальных вещей. В работе, написанной в соавторстве с Лифом ван Бовеном, он пишет, что при приобретении товаров люди очень часто полагаются на прошлый опыт по приобретению этих товаров, и если он был положительным (например, если у клиента осталось приятное впечатление от общения с продавцом), то шанс, что человек захочет ещё раз купить эту вещь существенно возрастает. По словам учёного, покупки, основанные на опыте ведут к упрочению коммуникации между людьми и способствуют просоциальному поведению. Работа Гиловича в области покупок, основанных на опыте также была хорошо оценена его коллегами; так, специалист по поведенческой экономике Джеймс Хамблин в статье в журнале The Atlantic называл Гиловича пионером в этой области.
Награды и признание
- Член Комитета скептических расследований.
- Член Американской академии искусств и наук
- Член Американской психологической ассоциации
- Член Ассоциации психологической науки
- Член Общества экспериментальной социальной психологии
- Член Общества личности и социальной психологии
- Лауреат Расселовской награды за выдающуюся преподавательскую работу от Корнелльского университета (1998-1999).
Личная жизнь
Томас Гилович женат на Карен Дашифф Гилович, в их семье две дочери — Илана и Ребекка.
Публикации
Книги
- Gilovich, T., & Ross, L. (2015). The wisest one in the room: How you can benefit from social psychology's most powerful insights. New York: Simon & Schuster. ISBN 978-1-4516-7754-6
- Gilovich, T., Keltner, D., & Nisbett, R.E. Social Psychology. New York: W.W. Norton. ISBN 0-393-97875-3
- Gilovich, T., Griffin, D. W. & Kahneman, D. (Eds.). (2002). Heuristics and Biases : The Psychology of Intuitive Judgment. New York: Cambridge University Press. ISBN 0-521-79679-2
- Belsky, G., & Gilovich, T. (1999). Why smart people make big money mistakes-and how to correct them: Lessons from the new science of behavioral economics. New York: Simon and Schuster. ISBN 0-684-85938-6
- Gilovich, T. (1991). How we know what isn't so: The fallibility of human reason in everyday life. New York: The Free Press. ISBN 0-02-911706-2. Summary.