Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Гюрджян, Акоп Маркарович: биография

На фоне успешной деятельности скульптора были и неудачи. Так, был отвергнут проект памятника воинам-армянам Первой мировой войны. После смерти Андраника Комитет по постановке памятника посчитал проект Гюрджяна слишком дорогим и отказал в его установке. Заказанный к 1937 году русской общиной Парижа памятник Александру Пушкину так и не был установлен.

С 1935 года у Гюрджяна развивалась стенокардия, которая впоследствии стала причиной его смерти. Болезнь прогрессировала, мешая художественной деятельности. В послевоенные годы из-за болезни Гюрджян почти не мог заниматься скульптурой, и большей частью рисовал. Последней работой Гюрджяна стала выполненная незадолго до смерти «Голова негра», на которой остались швы от кусковой формы.

Творчество

Ранние работы

В Государственной Картинной галерее Армении хранятся некоторые студенческие работы Гюрджяна. Среди них — гипсовый женский торс (1908—1909). К ранним работам скульптора можно отнести бюсты Аршака Чобаняна (1911), Максима Горького (1912), барельефы «Пахота» и «Армянские крестьянки», скульптура «Бегство» (1912), посвященная армяно-татарской резне 1905 года.

Творчество Гюрджяна в 1911—1912 годах ознаменовано большим влиянием Родена. К этому периоду относятся такие работы, как бюст Льва Толстого (1911), Маргариты Ширванзаде (1911), С. Меликова и А. Меликовой (оба 1912), И. Добровейна (1913). Работа над бюстом Льва Толстого продолжалась около четырёх лет, в 1913 году бюст был отлит в гипсе, а к 1914 году — в двух экземплярах в мраморе.

В последующих работах Гюрджян освободился от влияния Родена, у него появились также непортретные работы. К таким работам относятся «Спящий демон» и «Христос», сохранились также 4 эскиза к композиции «Сидящий демон». В это же время Гюрджян создал по заказу промышленника Кузнецова гарнитур для письменного стола. Из восьми предметов гарнитура сохранились подставка для лампы («Стремление к свету»), нож для бумаги и пресс-папье.

Россия

Вернувшись в Россию, Гюрджян создал ряд портретных работ. Это — второй бюст Максима Горького (1914), который сам писатель называл своим лучшим изображением; небольшая статуэтка «Горький за работой»; бюсты Фёдора Шаляпина (1914 и 1916); портрет Сергея Рахманинова (1915), признанный одной из наиболее удачных работ скульптора. Три скульптуры, созданные к 1915 году, приняли участие в выставке в Москве. В Москве был также создан портрет композитора Александра Скрябина (1915).

Пребывая в Тифлисе, Гюрджян создал четыре портрета: Александра Ширванзаде, Андраника Озаняна, Гургена Хан-Сигнахского и А. Мелик-Азарянца.

Советский период

После установления Советской власти Гюрджян приступил к созданию памятника Михаилу Врубелю. На создание этого памятника скульптор потратил два года, однако, в 1919 году, когда памятник был почти готов, во время одной из холодных ночей он распался из-за отсутствия отопления в мастерской. Сохранился лишь снимок скульптуры плохого качества.

Гюрджян выполнил несколько станковых портретов, среди которых портреты Ваана Теряна и Анатолия Луначарского. В продолжение затронутого в 1910 году сюжета создается второй барельеф «Пахота», однако кроме сюжета эти работы практически не имеют ничего общего.

Франция (1921—1926)

Первым произведением скульптора во Франции стал портрет Тиграна Келекяна (1921), не очень удавшийся мастеру. Вторая работа была более удачной, это — портрет коммерсанта Серопа Сваджяна (1921—1922). Гюрджян точно передал черты лица и характер Сваджяна, не смягчив детали. Однако, заказчик отказался принять эту работу, мотивировав отсутствием сходства.

Наиболее удачные женские портреты этого периода: портрет Сабатье (1923), Кричевской (1924), Акетаньер (1924). Первый портрет характерен тем, что модель изобраена во весь рост, что необычно для творчества Гюрджяна. Стоит также отметить работу «Голова молодой русской девушки» (1925). Среди мужских портретов наиболее ярким является «Голова молодого человека» (1926).

Первое время пребывания Гюрджяна во Франции характерно относительно большим для этого скульптора количеством сюжетных работ: за этот период было создано около 25 таких композиций. Наиболее популярными сюжетами стали:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ