Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Гюрджян, Акоп Маркарович: биография

  • танец (две скульптуры «Кавказский танец», 1922 и 1926; «Танец», 1922; и «Танго», 1925);
  • спорт (скульптуры «Спорт» и «Бокс», 1923; скульптурная группа «Коррида», 1923);
  • евангельский сюжет. Навеянная им скульптура «Pieta» — надгробный плач, выполнена в многих вариантах. С 1922 по 1939 годы скульптор выполнил множество работ на эту тему. Это были и барельефы, и круглые скульптуры, их размер колебался от 25 см до композиций в натуральную величину, использовались камень, терракота и дерево;
  • передача определенного чувства («Молитва», «Отчаяние», «Безмятежность»);
  • античная тематика (скульптуры «Победа», «Леда» и «Диана»). На «Победе» (1923) изображена богиня Ника, несущаяся на колеснице над облаками. По сути, эта монументальная композиция является почти барельефной; сам Гюрджян мечтал, что она будет высечена в шушинских скалах. На сюжет «Леда» были выполнены как барельеф, так и несколько круглых статуй. На барельефе «Дина» изображена крылатая богиня и олень;
  • исторические и легендарные личности (скульптуры «Клеопатра», 1924; «Саломея», 1925).

Также Гюрджяном был выполнен проект памятника погибшим на Первой мировой войне армянским солдатам, который так и не был установлен.

Франция (1927—1948)

В творчестве Гюрджяна 1927—1948 гг. можно выделить ряд новых направлений и сюжетов. За последние 20 лет жизни скульптор создал четыре «Головы негра»: 2 мужских и 2 женских портрета. Наиболее интересными из них являются «Голова негритянки с серьгами» (1929), выполненная в терракоте, и «Голова негра» (1948) — последняя работа скульптора. Хотя эти работы и были выполнены с натуры, однако скорее представляли собой не индивидуальные, а типовые образы.

Среди портретов стоит отметить портреты Георгия Якулова, Мартироса Сарьяна, Гарегина Овсепяна, Л. Карганова. В этих работах Гюрджяна был ярко выражен национальный характер и темперамент персонажей, его внутренние и внешние составляющие. К лучшим портретам Гюрджяна можно отнести также портрет актрисы Генриетты Паскаль (1933), работы «Неизвестная с повязкой на голове» и «Портрет неизвестной» (обе — 1930-е гг.).

Наиболее выразительной деталью портретов Гюрджяна являются глаза: скульптор использует разнообразные техники (от пустот и впадин до точно выполненных глаз с подкрашенными зрачками).

В эти годы Гюрджян создает также большое количество работ анималистического жанра, проявив себя замечательным анималистом. Это — изображения кошек, собак, обезьян и др.

В 30-е годы Гюрджян вновь затрагивает в своем творчестве ещё один жанр — ню. Известно шесть работ скульптора в этом жанре, выполненных за эти годы: «Молодость» (1933, гранит), «Молодость. Мысль» (1934, базальт), «Обнажённая на корточках — Кариатида» (1935, известняк), «Спящая» (белый камень), «Юность. Обнажённая с цветком в руке» (гипс), «Торс» (1939, гранит). Все эти работы объединяет отсутствие какой-либо идеализации женского тела, изображение его естественной красоты. Несколько особняком среди ню Гюрджяна стоит единственная мужская фигура — портрет танцовщика и балетмейстера Сергея Лифаря.

Юбилейная монета номиналом в 10000 армянских драм в память об Акопе Гюрджяне. Выпущена в 2006 году. Выполнена в золоте.

Справа: обверс. Изображена скульптура Саломея (1925—1926, бронза). Слева: реверс. Изображён бюст Акопа Гюрджяна.

Источники

  • Российское зарубежье во Франции. 1919—2000 : биогр. словарь : в 3 т. / под. общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — Наука : Дом-музей Марины Цветаевой, 2008—2010.
  • Р. Г. Дрампян. Акоп Гюрджян. Издательство АН Армянской ССР. 1973.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ