Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Дитмар, Владимир Георгиевич

Дитмар, Владимир Георгиевич

Геологи

23 июля 1903 - 27 марта 1967

советский геолог, внесший неоценимый вклад в историю освоения Сибири и Заполярья


Владимир Георгиевич Дитмар (23 июля (5 августа) 1903, Старый Оскол — 27 марта 1967, Благовещенск) — советский геолог, внесший неоценимый вклад в историю освоения Сибири и Заполярья. Занимался многолетними наблюдениями по стратиграфии докембрия и региональной металлогении рудных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Автор около 40 научных трудов, геологических отчетов, карт. Кандидат геолого-минералогических наук (1946).

Биография

Родился в г. Старый Оскол (Курская губерния), но в возрасте одного года переехал с семьёй на хутор Михалово Лесковической волости Витебского уезда. Отец — Георгий Карлович Дитмар, железнодорожный служащий. Мать — Вера Яковлевна Гамова. Был старшим из шести детей. С 1913 по 1921 г. обучался в Витебской гимназии (с 1918 г. — 11 Советская Трудовая Школа), после чего поступил в Горный институт в Петрограде. В 1926 г., ещё будучи студентом, начал работать в Геологическом Комитете ВСНХ (впоследствии — Всесоюзный Геологический Институт). В 1928 г., закончив геологоразведочный факультет Горного института, получил специальность горного инженера — геолога.

По окончании Горного института был назначен начальником Чуя-Чайской партии Геологического комитета и проводил работы в Северо-Байкальском нагорье (1928—1930 гг.). Отслужил в течение года в РККА (1930—1931). В 1931 г. был назначен начальником Верхне-Вилюйской партии Якутского районного ГРУ и отбыл в Якутск. В 1934 г. возвратился в Ленинград и, став научным сотрудником Арктического института, принял участие в двух экспедициях на Чукотку. В 1939 г. вернулся во ВСЕГЕИ и принял участие в геологическом картировании Восточного Саяна (1939), а затем — в поисках и разведке месторождений железных руд на Дальнем Востоке с целью обеспечения сырьём завода «Амурсталь» (1940—1941). В 1941—1942 гг. служил геологом Дальневосточного геологического управления в Хабаровске, после чего перешел на работу в трест «Золоторазведка» и был назначен главным геологом Дальней Тайги Ленского золотоносного района (Бодайбинский район Иркутской области). В 1944 г. вновь вернулся во ВСЕГЕИ, после чего принял участие в геологическом картировании района Бодайбо и Киренска (1944), исследовании кембрийской фауны на р. Янгуде (Северо-Муйский хребет) (1945) и изучении территории р. Олёкмы (1947).

В 1949 г. в рамках «красноярского дела геологов-вредителей» во ВСЕГЕИ прошла министерская проверка, результатом которой стал приказ по Мингео от 22 августа 1949 г. В нём, в числе прочего, говорилось о наличии в институте «лиц из социально чуждой среды», в числе которых был упомянут и Дитмар. После этого он покинул институт. В 1950—1952 гг. Дитмар работал начальником партии Лесной экспедиции 1 Главного Геологического Управления Министерства Геологии СССР (пос. Чара, Читинская область). Затем, однако, он вернулся во ВСЕГЕИ, в отдел Восточной Сибири.

В 1961 г. Дитмар переехал в Благовещенск, став старшим научным сотрудником Благовещенской геолого-геофизической лаборатории Дальневосточного геологического института, где и проработал до выхода на пенсию (1966 г.). Умер и похоронен в Благовещенске.

Семья

  • Первый брак:
    • Жена: Мельникова, Клавдия Ивановна
    • Сын: Дитмар, Геннадий Владимирович
  • Второй брак (гражданский):
    • Жена: Гапеева, Марина Михайловна
    • Пасынок: Дитмар, Аллан-Роальд Владимирович

Чукотские экспедиции

В 1930-х гг. Дитмар принял участие в двух экспедициях на Чукотку, базовый лагерь первой из которых располагался на мысе Биллингса, а второй — на мысе Ванкарем. Особенно драматично сложилась первая из них (1934—1935 гг.).

Экспедиция возглавлялась Дитмаром и включала в себя ещё двух сотрудников (геодезиста-астронома и моториста к руль-мотору, исполнявшего также функции завхоза). 8 августа 1934 г. члены экспедиции высадились с парохода на песчаной косе в 15 километрах к западу от мыса Биллингса, в местности, именуемой Валькарайн (по другим сведениям, Валькорайн). Там в 1929 году потерпела крушение американская шхуна «Элизиф», после чего из её палубных построек и парусины был сооружен барак, а затем и образовалась небольшая фактория.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ