Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Исаак бен Шеломо

Исаак бен Шеломо

Философы

начала XIX века


Исаак бен Шеломо Эль-Дур (1751, Кале, Крымское ханство — 1826, Кале, Российская империя) — караимский учёный, поэт и учитель конца XVIII — начала XIX века. Философ и богослов, филолог, ориенталист, астроном, врач, гахам и меламед крымских караимов.

Факты из биографии

Родился в 1751 в Кале, умер там же в возрасте 75 лет в 1826 году. Является родоначальником караимской фамилии Исакович и предком известного знатока караимской истории, культуры и языка, библиофила и коллекционера Бориса Яковлевича Кокеная.

Общественная деятельность

Исаак бен Шеломо жил и работал в крепости Чуфут-Кале. Пользовался уважением не только у караимов, но и у крымских мусульман, поскольку был знатоком арабского языка и в силу этого толковал для них Коран и мусульманский календарь.

В годы, когда в Кале свирепствовала чума (1780—1784), Исаак бен Шеломо проявил себя как замечательный врач и целитель. Он спасал от гибели жертв эпидемии без различия их национальности везде, где на то была малейшая возможность.

После присоединения Крыма к Российской империи (1783 г.), по поручению крымских караимов, гахам Исаак бен Шеломо в 1795 г. вместе с Вениамином-Ага и Соломоном Бабовичем (отцом будущих гахамов Симы и Бабакая) совершил путешествие на лошадях в Санкт-Петербург. На аудиенции у Екатерины II-й они добились признания караимов самостоятельной нацией, уравнения их в правах с коренным русским населением империи и освобождения от двойного налога и разного рода ограничений, наложенных на евреев. В результате их поездки Екатерина II-я издала 8 июня 1795 года Указ на имя Екатеринославского, Вознесенского и Таврического Генерал-губернатора графа Зубова об указании караимам целого ряда льгот:

Граф Платон Александрович! Вследствие представления Вашего, учиненного по прошению общества таврических евреев, именуемых караимы, и в уважении обстоятельств, подробно Вами изображённых, Всемилостевейше повелеваем не брать с них двойных податей, которые положены на всех вообще Евреев, а взыскивать оные по прежнему наравне с прочими купцами и мещанами в области Таврической живущими, предоставляя Вашему распоряжению об оказании им по возможности и других выгод и облегчений, с предостережением только, чтоб в общество сих караимов не входили из тех евреев, кои известны под названием раббинов, и о которых изданные от Нас узаконения долженствуют исполняемы быть по всей точности. Что же касается до права владения их недвижимими имениями, в том поступать по указу Нашему на доклад Сената прошлого 1794 года Октября в 19 день (Ноября 9) состоявшемуся непременно. Пребываем в прочем Вам благосклонны.

Одна из мраморных досок, установленных во дворе евпаторийских кенас, указывает, что Исаак бен Шеломо и Вениамин-Ага были в числе 12 вельмож, подписавших акт о возведении на престол Шагин-Гирея, способствовавшего присоединению Крыма к России.

В 1818 г. Исаак бен Шеломо принимал в Кале императора Александра I-го Благословенного, а при втором его посещении крепости в 1824 году, учёный Исаак уже находился на смертном одре.

Литературная деятельность

Исаак бен Шеломо был талантливым философом и литургическим поэтом. Он обессмертил своё имя двумя своими главными произведениями:

  • «Or hallevana» («Свет Луны») — трактат о новолунии и календарных вычислениях, написанный в 1802 году. В своём произведении автор впервые вводит некоторые астрономические исчисления, основанные на системе Коперника. Ранее же караимы пользовались системой Птолемея.
  • «Pinnatte Ikratte» («Драгоценная Основа») — трактат о десяти догматах караимской веры. Книга эта служит для караимов в качестве катихизиса.

Впоследствии, обе эти книги были изданы гахамом Бабакаем Бабовичем в городе Житомире, а в Ашдоде газзаном Авраамом Кефели была опубликована «Драгоценная Основа».

Также, гахам Исаак писал оды и молитво-пения. Некоторые из них были напечатаны в караимских молитвенниках в 1805 году в типографии Кале под его собственным наблюдением.

Литература

  • Б. С. Ельяшевич. Караимский биографический словарь (с конца VIII в. до 1960 г.). // Караимы. 2-e издание. — Москва: РАН, 1993.-С. 72-73
  • М. М. Казас, Р. А. Айваз. Караимская народная энциклопедия. Том 5. Культура крымских караимов (тюрков). С.-Петербург, 2006 г.-С. 70
  • И. И. Синани. История возникновения и развития караимизма, ч. I. Симферополь, 1888 г.-С. 71-73
  • И. И. Синани. История возникновения и развития караимизма, ч. II. Краткая история литературной деятельности караимских писателей. СПб, 1889 г.-С. 268—275

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ