Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кабе, Этьен

Кабе, Этьен

Философы

01 января 1788 - 08 ноября 1856

французский философ, публицист, глава коммунистической школы


Этьен Кабе (фр. tienne Cabet; 1 января 1788, Дижон — 8 ноября 1856, Сент-Луис, штат Миссури) — французский философ, публицист, глава коммунистической школы.

Биография

Сын простого рабочего; первоначальное образование получил в Дижоне, под руководством Жакото. Получив звание доктора прав, Кабе занялся адвокатурой, защищая дела преимущественно политического характера. Во время Ста дней он был одним из основателей бургундской федерации национальной обороны, за что, после возвращения Бурбонов, ему временно запрещена была адвокатская практика. Во время Реставрации он состоял деятельным членом союза карбонариев.

После Июльской революции 1830 г., в которой он принимает большое участие, он пытается убедить герцога Орлеанского в необходимости созыва законодательного собрания для пересмотра конституции. Назначенный генеральным прокурором на Корсику, он скоро отрешается от должности, недолго заседает в палате депутатов и пишет жестокий памфлет против июльской монархии. Преданный суду, Кабе оправдан присяжными, но вскоре навлекает на себя новое преследование двумя статьями в основанном им журнале «Populaire».

Приговорённый к 2-летнему тюремному заключению, он бежит в Англию, где пишет несколько исторических сочинений, более тенденциозных, нежели основательных, и наконец, под влиянием «Утопии» Мора, становится убеждённым коммунистом и в 1840 г. издает «Путешествие в Икарию».

Вернувшись во Францию, Кабе усиленно пропагандирует своё коммунистическое учение во множестве брошюр и в 1841 г. возобновляет журнал «Populaire» с открыто коммунистическим направлением. В 1847 г., с целью практического осуществления своих идей, он покупает землю в Техасе и организует переселение туда нескольких сот французских рабочих. Неудачи первых переселенцев заставляют Кабе лично отправиться в колонию, которая переносится им из Техаса в Наву (шт. Иллинойс) и временно достигает благосостояния.

Затем возникают внутренние раздоры и неудовольствия против Кабе, которого некоторые из возвратившихся во Францию колонистов обвиняют в мошенничестве и шантаже. Заочно осужденный, Кабе едет в Париж и добивается нового рассмотрения дела, оканчивающегося полным его оправданием. Государственный переворот 1851 г. заставляет Кабе возвратиться в колонию. Самовластность его в роли правителя и разные неудачи приводят к разрыву между ним и его последователями: Кабе изгоняется из колонии и умирает в Сент-Луисе, осуждённый своими учениками.

Коммунистическое учение Кабе

Своё коммунистическое учение Кабе изложил сначала в виде путевых записок английского лорда, посетившего фантастическую страну Икарию. Описание государственного строя идеальной страны составляет центр тяжести книги, не чуждой и романического элемента, но крайне неудовлетворительной с художественной точки зрения. Убедившись в несовершенстве господствующего повсюду социального строя, икарийцы произвели у себя государственный переворот и выбрали диктатором Икара для постепенного, в течение пятидесяти лет, проведения в жизнь коммунистического идеала. В момент посещения Икарии лордом Керисдалем территория страны, с постройками, принадлежит уже всей нации. Всё движимое имущество нации, вместе с произведениями промышленности и земледелия, составляет один капитал, которым народ, через своих избранников, распоряжается как своей нераздельной собственностью.

«Республика или община одна владеет всем; она организует промышленные занятия, строит мастерские и магазины; она обрабатывает землю, производит всё, что нужно для пищи, одежды, помещения и меблирования, наконец она доставляет всякому гражданину пищу, помещение и мебель». Труд в Икарии является обязательным и длится около 6—7 часов для взрослых граждан, причём работа выбирается каждым сообразно его способностям, но, раз избранная, делается навсегда его специальностью. Труд столь приятен, что от него никто не уклоняется; машины исполняют более тяжёлые и грязные работы. Основной принцип: «de chacun suivant ses forces, a chacun suivant ses besoins» (от каждого по его силам, каждому по его потребностям). Бремя и порядок работы, равно как и вся домашняя жизнь икарийцев, строго регламентированы законом. В пище, одежде и помещении наблюдается строгое равенство, не исключающее разнообразия.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ