Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Кан Ювэй: биография

Историография

Первую биографию Кан Ювэя написал Лян Цичао в 1901 году, она была напечатана в одном из журналов, издаваемых реформаторами. Первый целостный очерк философии Кан Ювэя, хотя и очень краткий, был представлен в книге «Современная китайская философия» Цутида Кёсона (яп. ) в 1927 году. В 1927—1930 годах были опубликованы биографии, написанные учениками — Чжао Фэнтянем и Лу Найсяном. В том же 1930 году Кан Тунби написала продолжение «Автобиографии» своего отца, но опубликовано оно было намного позже. В 1930-е годы к исследованию творчества Кан Ювэя обращались Фэн Юлань и Цянь Му, а также немецкие синологи — Вольфганг Франке и Альфред Форке.

В 1950-е годы интерес к наследию Кан Ювэя был высок во всём мире. В Китае в 1955—1957 годах была проведена большая академическая дискуссия по вопросу, был ли Кан предтечей коммунистического учения или «буржуазным националистом». К 100-летию мыслителя в Китае были переизданы некоторые его труды, в том числе Да тун шу, и впервые опубликована «Автобиография». В 1958 году Лоренс Томпсон издал сокращённый перевод Да тун шу на английский язык (переиздан в 2008 году), в 1959 году вышла книга С. Л. Тихвинского «Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ю-вэй» (переиздавалась в 1980 и 2006 годах, в 1962 году переведена на китайский язык).

В 1967 году были опубликованы материалы симпозиума, проведённого под руководством внука мыслителя — профессора Ло Жунбана. Труд разделялся на биографический и исследовательский разделы. В первом были опубликованы английский перевод «Автобиографии» Кан Ювэя (доведённой автором до 1898 года) и «Продолжение» Ло Жунбана, содержащее краткое изложение событий жизни мыслителя в 1898—1927 годах. В исследовательской части были представлены статьи ведущих китаеведов — Чэнь Юнцзе, Сяо Гунцюаня, Гельмута Вильгельма и др., в которых была научно поставлена проблема соотношения философии Кан Ювэя с современной наукой и философией западного мира, рассматривались поэтика литературного наследия, а также взгляды на устройство Вселенной. В 1975 году вышло в свет самое фундаментальное биографическое исследование жизни и учения Кан Ювэя, выполненное Сяо Гунцюанем; аналогов этой биографии нет и по сей день. В 1997 году она была переведена на китайский язык.

Начиная с 1970-х годов труды Кан Ювэя постоянно издаются и переиздаются в Китае, в 1989 и 2007 годах выходили в свет полные собрания сочинений мыслителя. До начала 2000-х годов было опубликовано более 400 исследований, посвящённых различным аспектам философских и научных теорий Кан Ювэя.

Кинематограф

Одним из первых образ Кан Ювэя в кино был выведен в 1948 году в фильме «Неофициальная история Цинского двора» (кит. ). В роли императора — Шу Ши, Кан Ювэя — Сюй Ли (эпизодическая). К 100-летию Движения за реформы 1898 года был поставлен телесериал «Повествование о буре года у-сюй» (кит. ). В роли Кан Ювэя — Сю Цзунди. В 2004 году Гуандунское телевидение представило сериал «Молодые годы Кан Ювэя» (кит. ), в главной роли — Дэн Чао.

Гонконгский режиссёр Чэнь Яочэн в 2010 году создал документальный фильм «Великое единение: Кан Ювэй в Швеции» (кит. ). Он включал и постановочные эпизоды, в которых Кан Ювэя играл Ляо Цичжи, а его дочь Кан Тунби — бывшая гонконгская балерина Чэнь Линчжи.

Комментарии

  1. Как всякий представитель старой китайской интеллигенции, Кан Ювэй носил множество имён. Официальное имя (цзы, кит. ) — Гуанся (кит. трад. , пиньинь: Gungxi), прозвища — Цзуи (кит. трад. , пиньинь: Zy), Гэншэн (кит. трад. , пиньинь: Gngshn), Минъи (кит. трад. , пиньинь: Mngy). Последнее — название его токийского дома, в честь гексаграммы № 36 И-цзина — «Поражение света». Среди его литературных псевдонимов чаще использовались Чансу (кит. трад. , пиньинь: Chngs) и Наньхай (кит. трад. , пиньинь: Nnhi) — в честь уезда, откуда он был родом. В конце жизни использовал псевдоним «Отшельник — небесный странник» (кит. трад. , пиньинь: Tinyu Hurn).
  2. Была написана по просьбе учеников в 1898 году, уже после бегства в Японию. Рукопись и несколько списков с неё долгое время были доступны лишь узкому кругу лиц. К 100-летию Кан Ювэя в 1958 году рукопись была напечатана, и с тех пор «Автобиография» регулярно переиздаётся. В 1967 году она была переведена на английский язык, а в 2010 году — на русский.
  3. Примечательно, что в 1836 году начинающий педагог Чжу Цыци был некоторое время наставником будущего вождя Тайпинского восстания Хун Сюцюаня (Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ювэй // Избранные произведения. Т. 1. — М., 2006. — С. 77.).
  4. Экзамен сянши (кит. упр. , пиньинь: xingsh) проводился на соискание второй конфуцианской степени цзюйжэнь (кит. трад. , пиньинь: jrn), чаще всего в провинции. В 1882 году Кан Ювэй не сумел сдать его. Неудачной оказалась и попытка 1885 года, которая привела к тяжёлому нервному срыву (Мартынов Д. Е. Кан Ю-вэй — жизнеописание. — Казань, 2010. — С. 116.).
  5. Ошибка Кан Ювэя: по состоянию на 1890 год население Бразилии превышало 14 млн человек (Водовозов В. В. Бразилия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.).
  6. Ученик Кан Ювэя — Чэнь Цяньцю. В 1895 году он скончался от туберкулёза.
  7. Считается, что после сожжения конфуцианских канонов в 213 году до н. э. они были восстановлены в начале II в. до н. э. по памяти старыми наставниками и записаны реформированными Цинь Шихуаном иероглифами. В I в. до н. э. возникла конкурирующая «школа канонов в древних знаках» (гувэньцзин-сюэ). Она основывалась на текстах, написанных дореформенным стилем. Согласно «Хань шу» (I в.), эти тексты якобы были обнаружены Гун-ваном, правителем уезда Лу, в стене дома, принадлежавшего Конфуцию. Таким образом, возникли два набора конфуцианских текстов, отличающихся структурой и содержанием. (Юркевич А. Г. Цзин-сюэ // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. — 2006. — 727 с. — С. 529—532.)
  8. Сяо Гунцюань писал, что это не соответствовало действительности: женихов своим дочерям приискал отец. (Hsiao Kung-chuan. A Modern China and a New World — K`ang Yu-wei, Reformer and Utopian, 1858—1927. — Seattle and London, 1975. — P. 11.)
  9. Она основала и стала редактором первого журнала для женщин в Китае — Нюй сюэ бао (кит. ).
  10. В могиле были найдены жемчужное с золотом ожерелье, признанное изготовленным в мерике, нефритовые поясные подвески, печать, удостоверяющая за Кан Ювэем звание учителя; кроме того, в руки покойного были вложены индийские и японские золотые монеты.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ