Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Кларк, Чарльз Иванович: биография

Чарльз Кларк влюбился в дочь полковника царской армии А. А. Лысенко. Однако официально оформить отношения влюблённым было сложно, так как в дело вмешался конфессиональный фактор. Православная церковь требовала от Кларка смены вероисповедания на православное. Чарльз Кларк не пошёл на это, и поэтому процедура венчания прошла не в Риге, а в Берлине, где в 1897 году состоялась торжественная церемония бракосочетания приверженца реформатской веры Чарльза Ивановича Кларка и православной Надежды Александровны Лысенко. В Берлине же молодожёны провели незабываемый медовый месяц. В семье было восемь детей, каждого из которых по совместному решению супругов крестили в рижской Реформатской церкви, расположенной на улице Марсталю (строилась по рекомендации Петра I с 1717 до 1727 года).

Жизнь Кларка в послевоенный и послереволюционный период

В связи с наступлением военных действий в 1914—1915 году происходит эвакуация предприятий, высших учебных заведений и памятников культуры из Риги, а также из ряда других городов Лифляндии, Курляндии и Эстляндии. Чарльз Кларк вместе со ставшим родным Политехникумом эвакуируется в Москву вместе со всей своей обширной семьёй. Вскоре после непродолжительного периода жизни в Москве семья Чарльза Кларка переправляется в Одессу, где её глава становится преподавателем Одесского политехнического института в 1918 году. Семья проживает в Одессе до 1923 года (до августа этого года Чарльз преподаёт в ОПИ). В этот период Кларк продолжает заниматься конструкторско-изобретательской деятельностью, следует особо отметить, что он стоит у истоков двух новых факультетов ОПИ — конструкторского и инженерно-строительного; Кларк лично проводил набор преподавателей на новые дисциплины, курировал образовательный процесс и всячески ратовал за техническое развитие института. В то же время новое руководство Латвийского университета независимой Латвии завязало с Кларком переписку, дабы зазвать перспективного кораблестроителя назад в республику без выдвижения условия прохождения процедуры оптации, то есть получение гражданства новопровозглашённой страны Кларку было обещано автоматически. В итоге после совещания с женой Кларк принимает решение принять настойчивые приглашения и вернуться на родину. В 1923 году учёного сразу же по приезде в Латвию экстренным указом ректора ЛУ делают руководителем кафедры судостроения механического факультета ЛУ. И тут Чарльз Кларк получил возможность максимально реализовать свои изобретательские способности. Под его непосредственным проектным руководством в конце 1920-х — начале 1930-х годов в Латвии были построены суда, имеющие разную функциональную направленность: траулеры «Имант» и «Виестурс»; фактически первые латвийские субмарины «Спидола» и «Ронис»; известный латвийский ледокол «Кришьянис Валдемарс». О последнем можно сказать особо: он был выпущен на воду после 1925 года, когда в Великобритании закончилось его строительство. Его водоизмещение: 1932 брутто регистровых тонн. Его основным предназначением в Латвии межвоенного периода (официально «Кришьянис Валдемарс» являлся собственностью республики) было обеспечение продвижения торговых судов в зимний период к Рижскому порту. После провозглашения советской власти в Латвии произошла национализация ледокола, а уже после того, как грянула Великая Отечественная война, судно направляют на выполнение различных военных заданий в акваторию Финского залива. Роковым для «Кришьяниса Валдемара» стал день 28 августа 1941 года, когда нацистскими оккупационными вооружёнными формированиями был захвачен Таллин: в ходе эвакуации моряков из столицы ЭССР ледокол был потоплен немецким снарядом, спаслось лишь несколько пассажиров.

Помимо британских судоверфей республика использовала кораблестроительные предприятия Франции — большинство судов по проектам Кларка строились именно в этой стране. На территории Франции имя Чарльза Кларка получило чрезвычайно широкую известность — в 1926 году президент Франции Гастон Думерг принял решение наградить его орденом Почётного легиона. В 1928 году уже латвийские власти решили отметить его заслуги на благо отечественного кораблестроения и наградили Кларка орденом Трёх звёзд. В 1937 году последовал уход Кларка на заслуженный отдых. Последние пять лет Кларк продолжал преподавать в ЛУ несмотря на ухудшающиеся условия (языковая политика в период диктатуры Ульманиса, нацистская оккупация с 1 июля 1941 года). После смерти в Риге в 1942 году изобретателя, конструктора, виртуозного преподавателя, любимого не одним поколением студентов похоронили на Большом кладбище рядом с предками.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ