Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Арнольд, Юрий Карлович

Арнольд, Юрий Карлович

Критики

13 ноября 1811 - 20 июля 1898

русский музыкальный теоретик, критик, композитор, вокальный педагог


  • Этот род представляет собой Санкт-Петербургский дворянский род Арнольдов

Юрий (Георгий) Карлович Арнольд (13 ноября [1 ноября] 1811, Санкт-Петербург — 20 июля [8 июля] 1898, Каракаш, близ Симферополя), псевдонимы Карло Карлини, А. Ю., Гармонин, Меломан — русский (из обрусевшей немецкой семьи) музыкальный теоретик, критик, композитор, вокальный педагог. Писал работы, читал лекции на русском и немецком языках.

Биография

Сын литератора Карла Ивановича Арнольда; брат учёного-лесовода Фёдора Карловича Арнольда; брат Ивана Карловича Арнольда - основателя школ-интернатов для глухонемых в Санкт-Петербурге и Москве. Был православного вероисповедования. Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету; курса не кончил. В 1831 году поступил в Стародубовский кирасирский полк, чтобы участвовать в усмирении польского мятежа. В 1838 году Арнольд вышел в отставку со службы и целиком посвятил себя музыке. Почетный член Киевского литературно-артистического общества.

Музыкой занимался с детства. Брал уроки фортепиано у А. И. Черлицкого, ученика Джона Фильда. Студентом исполнял публично фортепианный концерт Гуммеля и партию баритона в оратории Гайдна «Die Schopfung». Занимался гармонией у Леопольда Фукса, контрапунктом — у О. К. Гунке.

До 1863 г. и с начала 1890-х гг. жил в Петербурге, в 1863–71 — в Лейпциге, с 1871 — в Москве.

Композитор

В 1835 году появилось в печати первое сочинение Арнольда — романс «Вечерний звон» (Козлов) - ошибка, композитор Алябьев. В 1836 году он написал оперу «Цыганка» на либретто Александра Мундта. В 1836 году познакомился с М. И. Глинкой и дал первый свой концерт (отрывки из опера «Цыганка»).

В 1839 году Арнольд выступил на конкурсе петербургского филармонического общества с кантатой «Светлана» (текст Василия Жуковского), получившей первую премию. К выдаче премии послужило препятствием немецкое происхождение автора (конкурс был объявлен для русских композиторов); дело дошло до императора Николая I, который повелел считать Арнольда природным русским. В 1842 году были изданы в Петербурге 40 его романсов. В том же году Арнольд познакомился с приезжавшим в Петербург Ф. Листом, в защиту которого впоследствии выступал в печати. В течение 1842—1860 годов Арнольд написал (на собственное немецкое либретто) трёхактную оперу «Нидия, или Последний день Помпеи». Эта опера исполнялась в разное время в России и в Германии, но только по частям, и осталась в рукописи. В 1852 году поставлена в Петербурге оперетта Арнольда «Der Invalid», а в следующем году — оперетта «Клад, или За Богом молитва, за царем служба — не пропадают»; впоследствии Арнольд написал к ней другой текст и переименовал в «Ночь на Ивана Купала». В 1860 году Арнольд написал увертюру к «Борису Годунову» Пушкина, в ней сказалось подражание Глинке. Она была исполнена за границей, и в 1897 году, под управлением автора, в одном из концертов Русского музыкального общества. В русском стиле написаны «Русская баллада» и «Как у всех-то людей» (слова Льва Мея).

Большая часть музыкальных сочинений Арнольда осталась не изданной. Как композитор Арнольд не обнаруживал яркой индивидуальности и находился под сильным влиянием немецких классиков, с одной стороны, и Глинки — с другой. Арнольд — автор «Литургию св. Иоанна Златоуста» (была напечатана в приложении к журналу «Музыка и пение»).

В 1892—1893 годах издал свои «Воспоминания», охватывающие период времени с 1815 по 1875 годы и имеющие значение для истории быта и музыки в России. Арнольд работал над осуществлением идеи «амплификатора» — механического приспособления к фортепиано, придающего звуку певучесть. «Амплификатор» должен был улучшить звучность фортепиано и придать его настрою точность и ровность тембра. Фирма Шредера построила по его указаниям инструмент, однако дальнейшего практического внедрения его идея не получила.

Музыкальная критика

В период от 1840-х до начала 1860-х годов Арнольд занимался также музыкальной критикой в «Библиотеке для чтения», «Пантеоне», «Северной пчеле» и «Сыне Отечества». Как театральный критик сотрудничал с «Музыкально-театральным вестником» (1850).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ