Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Арсеньев, Анатолий Сергеевич: биография

В антропогенезе А. С. Арсеньев выделял две фазы: Палеолит — преобладание рефлексии, духовного и телесного саморазвития Человека, господство отношения Человек — Мир, и Неолит — преобладание трансцендирования, развитие орудий труда, «неорганического тела человека», господство отношения Субъект - Объект. А. С. Арсеньев считал, что факторы, приведшие человечество к современному глобальному кризису, связаны с неолитической революцией, а сам кризис является завершением, деградацией и разрушением фазы Неолита, за которой, предположительно, может следовать на новом уровне фаза самоизменения Человека (А. С. Арсеньев «Глобальный кризис современности и Россия» // Континент. — 1992. — № 73). Этот кризис захватывает все формы жизни и сознания, в том числе философию. Новая («постнеолитическая», по определению А. С. Арсеньева) философия не может сводиться к построению тех или других (категориальных, логических, понятийных и т. п.) систем. Она может выражать себя лишь в вероятностном ключе, представляя нечто вроде «прогулки» по границе рационального и нерационального, подводящей Человека к ощущению Тайны себя самого и Мира. Её задача по отношению к предшествовавшим формам философии и религии — отделение в них вечного от временного.

Научная деятельность

С 1951 года А. С. Арсеньев вел педагогическую работу в различных вузах Москвы (общий стаж научно-педагогической работы — 58 лет). Им разработано несколько курсов лекций по темам: «Человек и мир», «Философские основания понимания личности», «Проблемы человека в философии и психологии», «На пути к постнеолитической философии» и др. Следует отметить, что он не любил повторяться, и часто рассказывал о том, как он сумел изменить уже отработанный им курс, чтобы его лучше поняли.

Результаты философских и психологических исследований А. С. Арсеньева отражены в работах, среди которых: «Анализ развивающегося понятия». М., 1967; (в соавт.: Библер В. С., Кедров Б. М.); «Философско-психологические проблемы развития образования» / Под ред. В. В. Давыдова; «Мышление психолога и проблема личности» // Ежегодник «Культура, традиции, образование». М., 1990; «Глобальный кризис современности и Россия (заметки философа)» // Континент. 1992. № 3 (73); «Размышление о работе С. Л. Рубинштейна „Человек и мир“» // Вопросы философии. 1993. № 5; Десять лет спустя. О творческой судьбе С. Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 1998. № 11; Философские основания понимания личности. М., 2001; О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк//Развитие личности. 2005. № 1, 2.

Основные публикации

  • Анализ развивающегося понятия (1967)
  • Философско-психологические проблемы развития образования
  • Мышление психолога и проблема личности (1990)
  • Глобальный кризис современности и Россия (заметки философа) (1992)
  • Размышление о работе С. Л. Рубинштейна "Человек и мир" // Вопросы философии. 1993. № 5
  • Десять лет спустя. О творческой судьбе С. Л. Рубинштейна Вопросы философии. 1998. № 11
  • Философские основания понимания личности: цикл популяр. лекций-очерков с прил.: Учеб. пособие: Для вузов / А. С. Арсеньев. — М. : Академия, 2001. — 592 с. — (Высшее образование). — ISBN 5-7695-0814-0 (2001)
  • Подросток глазами философа: из одноименной книги (Алматы, 1996); извлечения и ред. Л. Кожуриной. — Москва : Чистые пруды, 2009. — 30 с. ; 21 см. — (Библиотечка «Первого сентября») (Серия «Воспитание. Образование. Педагогика»; вып. 19). — 24500 экз. — ISBN 978-5-9667-0535-0 : Б. ц.
  • О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк (2005)
  • Философско-психологические проблемы развития образования / А. С. Арсеньев, Э В. Бесчеревных, В. В. Давыдов; ред. В. В. Давыдов ; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. — Москва : Педагогика, 1981. — 176 с. — Б. ц.
  • Проблемы развития и бытия личности.: Развитие личности № 1-2 / 2005 / А. С. Арсеньев
  • Взаимоотношения науки и нравственности: философский аспект / А. С. Арсеньев
  • Россия в ситуации общемирового кризиса (философский очерк) / А. С. Арсеньев
  • Экологическая проблема. Взгляд философа / А. С. Арсеньев
  • Логика органических систем и психология: Философские тезисы с психологическими комментариями /Adolescent in philosopher’s eyes: Philosophical essay - в ж. «Развитие личности», 2013 №2 , с. 84 – 109.
  • Проблема цели в воспитании и образовании // Развитие личности, 2014 №1
  • Проблема цели (окончание), Развитие личности, 2014, №3.
  • Тезисы доклада «Философский основания понимания личности. Развитие личности №2 / 2002
  • От субъекта к личности (размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир»). Ч.1
  • От субъекта к личности (полемика о творческой судьбе С.Л. Рубинштейна). Десять лет спустя. Ч.2
  • Полемика о творческой судьбе С.Л. Рубинштейна. Ч.3
  • Кризис психологии и творческий путь С.Л. Рубинштейна

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ