Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лотце, Рудольф Герман

Лотце, Рудольф Герман

Философы

21 мая 1817 - 01 июля 1881

немецкий философ-спиритуалист, врач, психолог и естествоиспытатель


Рудольф Герман Лотце (нем. Rudolf Hermann Lotze; 21 мая 1817, Баутцен — 1 июля 1881, Берлин) — немецкий философ-спиритуалист, врач, психолог и естествоиспытатель.

Биография

Рудольф Герман Лотце родился в 1817 году в Бауцене в семье военного врача. Среднее образование получил в Циттау. В 1834 году поступил на медицинский факультет Лейпцигского университета, надеясь, подобно отцу, посвятить свою жизнь медицине. Во время обучения в университете Лотце заинтересовался философией, которую стал усердно изучать под руководством профессора Х. Г. Вейсе. По окончании университетского курса, в 1838 году, он получил степень доктора философии, а затем медицины, а с 1839 года, в звании приват-доцента, начал преподавать медицинские и философские науки в Лейпцигском университете. В 1842 году Лотце получил звание экстраординарного профессора, а в 1844 был приглашён на кафедру философии Гёттингенского университета, где сменил умершего в 1841 году И. Ф. Гербарта. В 1881 году философ начал преподавать в Берлинском университете, однако спустя всего 3 месяца, 1 июня того же года, скончался от болезни сердца.

Основные работы философа были написаны в Гейдельберге. Лотце неоднократно печатался во французском журнале «Философское обозрение» («Revue philosophique») под редакцией академика Теодюля Рибо.

Творчество Лотце распадается на три этапа. На первом этапе его труды были посвящены, главным образом, медицине и естественным наукам. Основным произведением этого периода стала «Медицинская психология» («Medizinische Psychologie oder Physiologie der Seele», 1852), в которой он защищал механистическое объяснение жизненных процессов и критиковал витализм. Главным произведением второго этапа явилось трёхтомное сочинение «Микрокосм» («Mikrokosmus. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit», тома 1-3, 1856—1864), в котором философ стремился согласовать данные естественных наук со своим религиозно-идеалистическим мировоззрением. Итогом третьего, последнего этапа творчества Лотце стала двухтомная «Система философии» («System der Philosophie», 1874—1879), в которой он предпринял попытку привести в систему свои философские взгляды. Труд остался незаконченным из-за смерти философа.

Лотце не создал своей философской школы, но имел множество учеников, а его взгляды оказали значительное влияние на развитие философии как в Германии, так и в других странах Европы и Северной Америки.

Учение

По своим философским воззрениям Лотце принадлежал к сторонникам спиритуализма. На формирование его взглядов оказали влияние учения Г. В. Лейбница, И. Канта и Х. Г. Вейсе; некоторые источники отмечают также влияние Гегеля и Гербарта. Идеи Лотце рассыпаны по страницам его многочисленных произведений, что делает затруднительным их анализ. Систематическое изложение его взглядов дано в книге профессора Я. Ф. Озе «Персонализм и проективизм в метафизике Лотце».

Главным объектом критики Лотце были механико-материалистическое и объективно-идеалистическое мировоззрения, ошибку которых он видел в гипостазировании абстрактных понятий. Так, материализм полагает сущность вещей в материи, которая не дана нам в опыте и является продуктом абстрагирующей деятельности нашего ума. В чувственном опыте мы находим только отдельные тела и не находим никакой сущности, которая бы лежала в их основе и связывала их между собой. Однако наш ум усматривает во внешних телах ряд общих свойств, таких как протяжённость, непроницаемость, инерция, и объединяет их в абстрактное понятие материальности. Те философские системы, которые гипостазируют это понятие, получают учение о материи, будто бы лежащей в качестве метафизического начала в основе всех вещей. Подобную же ошибку совершают сторонники объективного идеализма, которые, начиная от Платона и кончая Гегелем, приписывают реальное существование абстрактным идеям.

Подлинная реальность, полагал Лотце, принадлежит нашему собственному «я», о существовании которого мы узнаём из непосредственного самочувствия. Наше знание о своём «я» не является продуктом теоретической деятельности, оно переживается непосредственно в каждом испытываемом нами состоянии. Самое ничтожное животное, чувствуя боль, чувствует её как своё состояние и тем самым отличает себя от всего остального мира. Всякое ощущение воспринимается нами как состояние нашего «я»; ощущений, не принадлежащих никакому субъекту, не существует в природе. Безнадёжны попытки построить душевный мир, словно из атомов, из отдельных, никем не испытываемых психических явлений. В этом ошибка эмпирической философии, стремящейся обойтись без понятия субъекта и тем самым противоречащей очевиднейшим фактам внутреннего опыта.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ