Луначарский, Анатолий Васильевич: биография
Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятие идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности — эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского произвели работы немецкого философа Фейербаха и — в особенности — Н. Г. Чернышевского. Луначарский пытается построить свою теорию на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эмпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания.
В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923). Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход.
Луначарский — один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение — выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.
Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них — «Королевский брадобрей» — написана в январе 1906 в тюрьме; в 1907 создана драма «Пять фарсов для любителей», в 1912 — «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны большей частью на эмпириокритических взглядах. Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.
Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).
Сочинения
Прижизненные издания размещены в хронологическом порядке. Переиздания в список не включены.
- Этюды критические и полемические. — Москва: «Правда», 1905.
- Королевский брадобрей. — СПБ: «Дело», 1906.
- Отклики жизни. — СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906.
- Пять фарсов для любителей. — СПБ: «Шиповник», 1907.
- Идеи в масках. — М.: «Заря», 1912.
- Культурные задачи рабочего класса. — Петроград: «Социалист», 1917.
- А. Н. Радищев, первый пророк и мученик революции. — Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
- Диалог об искусстве. — М.: ВЦИК, 1918.
- Фауст и город. — Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 1918.
- Маги. — Ярославль: изд. Тео Наркомпроса, 1919.
- Василиса премудрая. — Петроград: Гиз, 1920.
- Иван в раю. — М.: «Дворец искусства», 1920.
- Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. — М.: Гиз, 1920.
- Канцлер и слесарь. — М.: Гиз, 1921.
- Фауст и город. — М.: Гиз, 1921.
- Искушение. — М.: Вхутемас, 1922.
- Освобожденный Дон-Кихот. — Гиз, 1922.
- Фома Кампанелла. — М.: Гиз, 1922.
- Этюды критические. — Гиз, 1922.
- Драматические произведения, тт. I—II. — М.: Гиз, 1923.
- Основы позитивной эстетики. — М.: Гиз, 1923.
- Искусство и революция. — М.: «Новая Москва», 1924.
- История западно-европейской литературы в её важнейших моментах, чч. 1-2. — Гиз, 1924.
- Ленин. — Л.: Госиздат, 1924.
- Медвежья свадьба. — М.: Гиз, 1924.
- Поджигатель. — М.: «Красная новь», 1924.
- Театр и революция. — М.: Гиз, 1924.
- Толстой и Маркс. — Ленинград: «Academia», 1924.
- Критические этюды. — Л.: изд. Книжного сектора Ленгубоно, 1925.
- Литературные силуэты. — Л.: Гиз, 1925.
- Мораль с марксистской точки зрения. — Севастополь: «Пролетарий», 1925
- Судьбы русской литературы. — Л.: «Academia», 1925.
- Этюды критические (Западно-европейская литература). — М.: «ЗИФ», 1925.
- Яд. — М.: изд. МОДПиК, 1926.
- На Западе. — М.-Л.: Гиз, 1927.
- На Западе (Литература и искусство). — М.-Л.: Гиз, 1927.
- Н. Г. Чернышевский, Статьи. — М.-Л.: Гиз, 1928.
- О Толстом, Сборник статей. — М.-Л.: Гиз, 1928.
- Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса)
- Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Александром Введенским. — М.: изд. «Безбожник», 1928.
- Максим Горький. — М.-Л.: Гиз, 1929.
- Пушкин и современность. — «Красная нива», 1929, № 46.
- Спиноза и буржуазия 1933
- «Религия и просвещение» (rar)
- О быте: молодежь и теория стакана воды