Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Льюис, Дэвид Келлогг

Льюис, Дэвид Келлогг

Философы

28 сентября 1941 - 14 октября 2001

американский философ


Дэвид Келлогг Льюис (англ. David Kellogg Lewis; 1941—2001) — американский философ. Один из наиболее авторитетных представителей аналитической философии последних десятилетий XX века.

Метафизика Льюиса представляет собой разновидность материализма, специфику которого можно было бы выразить следующим образом: всё существующее (включая физические законы) «надстраивается» (supervenes) над физическими свойствами индивидуальных точек четырёхмерного пространства-времени или же над свойствами, распределёнными по этим точкам. Хотя такой взгляд на вещи не обязательно предполагает материализм, Льюис настаивал на его материалистической трактовке, утверждая, что физика сообщает всю истину о мире. Чтобы в мире остались одни лишь физические индивиды, Льюис сводит все универсалии — свойства и отношения — к множествам или классам индивидов. Свойство — это просто принадлежность индивида к соответствующему множеству, каждое из которых Льюис тоже трактует в качестве индивида. Однако даже если понимать множества как индивиды (хотя с этим и связан ряд серьёзных логических затруднений), то это индивиды абстрактные, а не физические.

К этому добавляется другая трудность: множества и свойства не всегда совпадают. Например, множество живых существ, имеющих сердце, совпадает с множеством живых существ, имеющих почки. Но иметь сердце и иметь почки — это разные качества. Льюис находит выход: он отождествляет свойства не просто с множествами индивидов, существующих в нашем мире, а с множествами индивидов, существующих во всех возможных мирах со всеми их возможными отличиями от нашего мира. В этом случае возможны миры, в которых живые существа с сердцем не имеют почек, а живые существа с почками лишены сердца. Сами возможные миры Льюис понимает не как возможные варианты развития нашего мира, а как вполне самостоятельно существующие обширные пространственно-временные индивиды, которые при этом не связаны друг с другом ни пространственно-временными, ни причинно-следственными отношениями — они никак друг на друга не влияют, не являются частями друг друга, никак не соотносятся друг с другом во времени и пространстве. Количество таких миров максимально — существуют миры с любыми особенностями пространства-времени и с самым разным содержанием. Иначе говоря, нет такой возможности, которая не была бы реализована в одном из этих миров. Соответственно, возможными мирами их можно назвать только по отношению к нашему миру — внутри самих себя они вполне себе действительны, а вот наш мир вместе со всеми прочими для них как раз всего лишь возможный.

При этом, полагает Льюис, то, что мы называем своими возможностями (или возможностями каких бы то ни было других индивидов), уже реализовано не кем иным, как «двойниками» (counterparts) — нашими или других индивидов — в других возможных мирах. Поэтому, когда некто говорит о себе, что в своё время он мог бы стать скрипачом, а не бухгалтером, он, по мнению Льюиса, имеет в виду своего «двойника», ставшего скрипачом хотя бы в одном из бесчисленного количества возможных миров.

Кроме того, согласно Льюису, каждый индивид представляет собой структуру, протяжённую в четырёхмерном пространстве-времени. Это означает, что у всех индивидов есть не только пространственные, но и временные части, наши «временные срезы» разной продолжительности или «моментальные личности». Поэтому ни о какой личной идентичности речи быть не может: есть лишь отношения похожести и причинно-следственной зависимости, связывающие друг с другом именно эти «личностные фазы», а не какие-нибудь другие. Неудивительно, что Льюис допускает расщепление «ментального потока», составляющего личность, когда, например, в результате создания точной физической копии человека образуются два параллельных «потока», каждый из которых в момент своего возникновения содержит все предыдущие фазы и моментальные личности из исходного «потока». И тогда удвоенной личности придётся обозначать словом «я» обе личности, возникшие в результате удвоения (хотя Льюис склонен полагать, что и здесь речь по-прежнему идёт об одной личности, а не о двух).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ