Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Малицкий, Борис Антонович

Малицкий, Борис Антонович

Педагоги

День рождения 02 февраля 1942

директор Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им


Борис Антонович Малицкий (2 февраля 1942, г. Рени, Одесская область, Украина) — директор Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г. М. Доброва НАН Украины, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники Украины.

Сфера научных интересов: науковедение, экономика, история науки.

Выявил и обосновал циклический характер развития научно-технического потенциала, показал существование закономерностей в изменении роли научно-технического потенциала в процессе воспроизводства; разработал принцип фазовой динамики развития научной деятельности исследователей, дипольный метод оценки результативности их труда. Разработал современную типологию государственной научно-технологической политики Украины, обосновал основные параметры научно-технического потенциала в соответствии с типами научно-технологической политики.

Председатель специализированного ученого совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 08.00.03 — экономика и управление национальным хозяйством. Много лет возглавлял Научный совет по направлению «Научно-техническое прогнозирование». Главный редактор международного научного журнала «Наука и науковедение» и член ряда редакционных коллегий, член программных комитетов многих международных симпозиумов.

Биография

Родился в семье рабочих. Начал работать в 16 лет — учеником, помощником машиниста, машинистом, техником городской электростанции (1958—1963). В 1963—1965 — секретарь Ренийского зонального промышленно-производственного комитета ВЛКСМ, инженер Ренийского торгового морского порта. Одновременно обучался без отрыва от производства в Одесском политехническом институте. В 1965 перешел на очное обучение и в 1968 получил специальность «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».

В 1967—1971 — заместитель секретаря, секретарь комитета комсомола, ассистент кафедры технологии машиностроения Одесского политехнического института, в 1971—1978 — инструктор, заместитель заведующего отделом ЦК ЛКСМУ. Его комсомольская работа была сосредоточена на вопросах развития научно-технической деятельности студенчества и повышения творческой активности молодежи. Благодаря его организаторским способностям в начале 1970-х годов был создан Республиканский совет молодых ученых.

С мая 1978 г. работает в Академии наук Украины. В 1978—1990 занимал разные должности (руководитель научно-исследовательской группы, старший научный сотрудник, заведующий научно-исследовательским сектором, и. о. заведующего научным отделом) в составе одного и того же коллектива ученых, менялась лишь ведомственная подчиненность этого коллектива (Институт кибернетики АН Украины, Совет по изучению производительных сил Украины, Институт сверхтвердых материалов им. В. В. Бакуля АН Украины).

В 1980 защитил в Институте кибернетики АН Украины кандидатскую диссертацию, а в 1990 в Центре исследований научно-технического потенциала и истории науки — диссертацию на степень доктора экономических наук.

С 1990 возглавляет Центр исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г. М. Доброва НАН Украины, который с июля 1991 функционирует как самостоятельный научный институт НАН Украины.

Научные интересы и результаты

В начале научной деятельности основное внимание уделял проблемам научной молодежи, рационального формирования научных коллективов, эффективности организации их деятельности. Сделал вклад в развитие теории организации деятельности ученого на основе рассмотрения её как процесса, закономерно изменяющегося на протяжении творческой жизни ученого. Обосновал принцип фазовой динамики научной деятельности ученого, положенный в основу разработки многих методических рекомендаций относительно повышения уровня продуктивности труда ученого, оптимизации структуры научных кадров, определения потребностей в резерве для подготовки научных работников, повышения управленческой квалификации руководящих кадров науки.

Далее научные интересы расширились до проблем научно-технического потенциала в целом. За счет комплексного использования современных методов: системного подхода, социологического и статистического анализа, имитационного моделирования, межстрановых сравнений, — обосновал циклический характер развития научно-технического потенциала, уточнил его социально-экономическое содержание, структуру и функции, показал функциональные особенности науки как системы создания знаний, духовного производства и воспроизводительной силы. Выявил и обосновал существенные признаки качественно нового научно-технического потенциала, способного к длительной ведущей роли в воспроизводительном процессе, с целью повышения инновационного уровня и конкурентоспособности производства. Развил стратегию формирования нового научно-технического потенциала за счёт целенаправленного регулирования цикла его развития.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ