Константин Геннадьевич Мужев (2 февраля 1977, Минск) — белорусский скульптор, перформер, видеоаст.
Биография
Родился в Минске в семье радиофизиков. Учился в художественной школе, занимался дзюдо, увлекался панк-культурой и играл в музыкальной группе. 1997 — Окончил Минское государственное художественное училище им. А.К. Глебова (Жбанов Владимир). 2006 — Окончил Белорусскую Государственную Академию Искусств, художественный факультет, отделение скульптуры. C 2011 г. является членом белорусского союза дизайнеров.
Творчество
С 1997 года принимает активное участие в выставочных проектах и фестивалях современного искусства в Беларуси и за её пределами. Творчество К. Мужева характеризуется поиском нового опыта существования в пространстве искусства и художника. Опираясь на академическое образование, соединяя перформанс и видео, используя синкретизм разных медиа, художник создает провокационный формат взаимодействия со зрителем. Общим для художественного языка является сложное напластование выразительных средств, использование атрибутики одного вида искусства в другом. В работах всегда ощущается «скульптурность» мышления автора, поэтому актуальным вопросом остается связь между телом человека и окружающей реальностью. Диапазон представленных осмысливаемых тем в творчестве весьма широк — это личностные переживания художника, темы времени, дуализм существования современного человека, проблемы глобалистики и т. д. Используя потенциал живописи, скульптуры, он конструирует сложные перформансы, дополняя их инсталляциями, видео и документальным кино, создавая новый тип синкретизма и морфологии искусства.
Скульптура
В период с 2003 по 2007 гг. был создан ряд работ под общим названием «Урбаноиды» [4]. В качестве материала в основном использовал дерево, раскрывая возможности материала для усиления глубины высказывания и полноты его содержания. Каждая скульптура в проекте «Урбаноиды» выступает своеобразной «монадой» (греч. «единица», «простая сущность») — элементарной единицей живого организма, имеющей один геном, который объединяет весь проект. Это скульптурная цитата выполняет роль философской категории, отсылающей к древнегреческой философии пифагорейцев, где монада понималась как мысль, к философии Лейбница, в которой монады обеспечивали многообразие мира феноменов. Главная идея цикла — всеобщее различие первоэлементов, разворачивающихся и являющихся самостоятельными силами, способными видоизменяться и приводить в движение все вокруг. В проекте «Элементариум» (2009—2010 гг.) К. Мужев продолжил и дополнил начатую философскую тему, представив «…всевозможные формы существования, состоящие из схожих по характеру элементов, но разных в своих формах и несущие разный смысл» (К. Мужев). Скульптор изучал связь реального предмета с его мысленно виртуальным отображением: как «создаваемый» и уже «существующий». В процессе творчества исследуется путь происхождения и внутренний мир объекта, который сложно продемонстрировать на экспозиции. В этих двух проектах «скульптуры-монады» обладают двумя характеристиками -стремлением и восприятием. В то же время эти проекты можно рассматривать как монаду самого скульптора — совокупность его стремлений и переживаний, «ego, взятое в полной конкретности» (Э. Гуссерль).
Перформанс
Выход 0 (1999 г.)
Проходил в рамках проекта «Просвет в тоннеле». Основная цель перформанса — измерение модусов существования человека в мире. Через активную жестикуляцию, публичное обнажение, обстрегание волос, применение телесных практик транслировался отказ от физического, социального и духовного. Необходимо отметить, что такое понимание средств перформера, роднит его «радикальным» перформансом. Преломление идей З. Фрейда, «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера и концепций Ж. П. Сартра позволяет художнику задавать вопрос: кто и каков есть человек? Это — «существо», затерявшееся в бесконечных симулякрах и деконструкциях в поисках самореализации? Или же это — гигант и титан, способный на высокие прозрения духа? Ответ для художника очевиден: необходимо найти «точку ноль», совершить «полное обнуление» для дальнейшего развития. Неслучайно, данный перформанс появился в 1999 г., на пороге нового тысячелетия, во время, когда такие вопросы всегда задавались художниками в истории искусства («Автопортрет» А.Дюрера, 1500 г., «Откуда мы? Кто мы? И куда мы идем?»).[5]