Абхинавагупта: биография
Семья и приверженцы
У Абхинавагупты были брат и сестра. Брат Манората был ревностным приверженцем Шивы. Его сестра Амба посвятила себя целиком служению божеству после смерти своего мужа. Его двоюродный брат Карна ещё в юности проникся идеями шиваизма, глубоко познавши их суть. Его жена была по-видимому старшей сестрой Абхинавагупты Амба. У Амбы и Карны был сын Йогишваридатта, что означает человека, добившегося больших успехов в йоге (йогишвар — буквально «господин йоги»).
Абхинавагупта также упоминает своего ученика Рамадеву как искренне преданного духовным исследованиям и своему учителю. Другого двоюродного брата звали Кшема, возможно он и есть прославленный ученик Абхинавагупты Кшемараджа. Мандра, друг детства Карны, был хозяином пригородного поместья, где часто жил Абхинавагупта. Он был не только богат и приятен в общении, но также был приверженцем знания. И он, и его тётя Ваташика упоминаются Абхинавагуптой с большой благодарностью, так как они заботились о нём с большой тщательностью, а от Ваташики он получил денежную помощь, что позволило ему заниматься своей работой спокойно. Благодаря своему окружению Абхинавагупта смог завершить такое грандиозное произведение как «Тантралока».
Работы
Работы Абхинавагупты разнообразны по содержанию: руководства по исполнению религиозных ритуалов, религиозные гимны, философские и эстетические работы.
Религиозные и философские работы
Тантралока | «Свет тантры» | Наиболее значительная из работ Абхинавагупты; представляет собою синтез всей системы Трика. Единственным переводом на европейский язык является перевод на итальянский, выполненный Раньеро Гноли. |
Тантрасара | «Сущность тантры» | Представляет собой прозаическую версию «Тантролоки», помимо которой есть ещё две более краткие версии: «Тантрочайя» и «Тантраватадханика» («Семя тантры»). |
Гитартхасанграха | «Собрание смыслов „Гиты“» | Комментарий к «Бхагавад-гите». |
Паратришика-виварана | «Комментарий (к) Паратришике» | Комментарий к фрагменту из Рудраямала-тантры (36 строф), известный как «Паратримшика». Центральной темой этого труда Абхинавагупты является мантра как частное и вся метафизика речи в целом. |
Малини-виджая-варттика | Представляет собой комментарий к одной из важнейших тантр кашмирского шиваизма. | |
Кавья-каутука-виварана | ||
Парамартхасара | ||
Гхатакхарапаракулака-виввритти | ||
Пурва-панчика | ||
Махопадеша-вимшати | ||
Пармартхадвадашика | ||
Брихат-ишвара-пратьябхиджня-вритти Ишвара-пратьябхиджня-вимаршини-лагхви-вритти Ишвара-пратьябхиджня-врити-вимаршини Ишвара-пратьябхиджня-вимаршини | Одни из важнейших философских трактатов Абхинавагупты, в которых он описывает положения одной из школ Кашмирского шиваизма — Пратьябхиджны. |
Религиозные гимны
Абхинавагупта составил множество религиозных гимнов, большинство из которых было переведено на французский язык Лилиан Сильберн:
«Бодхапанчадашика» | bodhapacadaik | «Пятнадцать стихов мудрости» |
«Парамартхачарча» | paramrthacarc | «Обсудение Высшей реальности». |
«Анубхаваниведана» | anubhavanivedana | «Гимн подношения опыта». |
«Ануттараштика» | anuttarik | «Восемь строф к [богине] Ануттаре». |
«Крама-стотра» | krama-stotra | «Восхваление Крамы». |
«Бхайрава-става» | bhairavastava | «Восхваление Бхайравы». |
«Дехастхадеватачакра-стотра» | dehasthadevatcakra-stotra | «Гимн к Колесу Богословия, которое Живет в Теле». |
«Парамартхадвадашика-стотра» | paramrthadvdaik-stotra | «Двенадцать строф о Высшей Действительности». |
«Махопадеша-вимшатика» | mahopadea-viatik | «Двадцать строф великого познания». |
«Шивашактьявинабхава-стотра» | ivaaktyavinbhva-stotra | «Гимн неотделимости Шивы и Шакти» (утерян). |
«Ануттара-шатака» | ||
«Пракарана-стотра» | ||
«Бхайрава-стотра» |
Эстетика, поэзия и драматические работы
«Абхинабхарати» | Самая важная работа Абхинавагупты по философии искусства; представляет собою длинный и сложный комментарий к «Натья-шастрам» Бхараты муни. Эта работа, разработав теорию расы (эстетического чувства), продолжает оставаться значимой для индийского искусства и эстетики по сей день. | |
«Лочана» | «Око» | Комментарий на известную работу «Дханьялока» («Свет дхвани») кашмирского поэта, теоретика и комментатора Анандавардханы. В ней Абхинавагупта развивает идеи Анандавардханы, сформулировавшим учение о дхвани (букв, «призвук») — тонких, скрытых смысловых фигурах поэтической речи, являющихся по словам самого Анандавардханы «душою поэзии». |
«Дхваньялока-лочана» | ||
«Натья-лочана» | ||
«Бхарата-натья-шастра-тика» |