Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Николев, Юрий Алексеевич

Николев, Юрий Алексеевич

Монархи

тайный советник, следователь по особым делам тайной экспедиции, а позднее гражданский губернатор Новороссийской губернии при Павле I


Юрий Алексеевич Николев — тайный советник, следователь по особым делам тайной экспедиции, а позднее гражданский губернатор Новороссийской губернии при Павле I. Известен тем, что в 22 апреля 1797 года, в бытность чиновником тайной экспедиции, по приказу императора арестовал в Кобринском ключе отставного фельдмаршала графа Суворова-Рымникского и отвёз его в ссылку в Кончанское, где надзирал за ним до февраля 1798 года.

Биография

К 1797 году, принёсшему ему известность, был уже человек пожилой и вёл ничем непримечательную жизнь. Прослужив 15 лет, вышел в отставку в чине коллежского асессора, «не получа ни малейшего вознаграждения», имел двух сыновей на службе и двух дочерей. Проживал в своем подмосковском имении (160 душ), которое досталось ему по дележу с четырьмя братьями наследства их дяди, генерал-майора Преображенского полка Пётра Михайловича Николева (?—1772), члена кригскомиссариата. По его собственным словам, он изрядно бедствовал, поскольку на его имении был наложен секвестр по комиссариату.

Дело Суворова

Во время своей коронации, которая состоялась 5 апреля 1797 года в Москве, Павел I получил через фельдмаршала князя Н. В. Репнина донос на отставного фельдмаршала графа А. В. Суворова. Накануне, впав в опалу, полководец удалился в своё имение Кобринский ключ. Туда за ним последовали 19 бывших офицеров его штаба. Генерал-лейтенант М. П. Румянцевым, некогда служивший под его командой, пытаясь выместить какую-то давнюю обиду, доносил, что Суворов в Кобринском «волнует умы и готовит бунт». Государь внял и распорядился его немедленно оттуда удалить в его же собственное имение Кончанское . И. П. Архаров, ставший недавно московским военным губернатором, знавший лично коллежского ассесора Николева и его бедственное положение, «сжалился над ним» и порекомендовал Павлу I, как идеального исполнителя для такого щекотливого дела. Он был срочно возвращён на службу чиновником по особым поручениям Московской конторы тайной экспедиции и отправлен на задание с именным предписанием от государя:

<…>ехать вам в Кобрин или другое местопребывание Суворова, откуда его привезть в боровицкие его деревни, где и препоручить Вындомскому (боровицкому городничему), а в случае надобности требовать помощи от всякого начальства.

— Павел I

Вечером 22 апреля Николев внезапно приехал в Кобрин, предъявил бумаги и решительно потребовал от графа Суворова собираться не медля. Времени на распоряжения по хозяству и подвердение счетов огромного имения не осталось, поэтому опальному пришлось занять 1000 рублей на дорожные расходы у своего управляющего — полковника Корицкого. У последнего же остались на хранении наградные бриллианты стоимостью более 300 000 рублей и другие ценные вещи. На следующий день около 10 часов утра Суворов, подписав последние бумаги с управляющим, молча сел в экипаж и уехал. 5 мая Николев доставил отставного фельдмаршала и, передав под присмотр боровицкого городничего премьер-майору Вындомского, уехал.

20 мая того же года Николев вновь появился в Кобринском ключе, арестовал всех 18 оставшихся там офицеров и отвёз их в Киев, где они были посажены в крепость. По повелению императора киевский военный губернатор граф И. П. Салтыков произвел дознание относительно намерений и замыслов этих офицеров и сообщил в Санкт-Петербург, что они ничего не знают и никаких особых намерений, выходя в отставку и уезжая в Кобрин, не имели. Павел I повел поступить с арестованными по своему усмотрению, и Салтыков через два месяца после ареста распустил их по домам, большинство из них вернулось в Кобрин.

16 сентября 1797 года Николев в своей подмосковной деревне, куда он вернулся из Киева, получил новое повеление. Вындомский крайне тяготился своей ролью надзерателя при Суворове в селе Кончанском и просил его заменить, ссылаясь на нездоровье. Выбор властей вновь пал на Николева, который сообщил о своей готовности выезжать немедленно и попросил прислать инструкции прямо на место. 20 сентября он уже прибыл, однако Вындомский, не получив приказания, оставался ещё некоторое время при Суворове. Такой двойной надзор заставил последнего опасаться ещё больших притеснений и в тот же день пожаловаться в письме императору:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ