Георгий Александрович Багатурия (род. 22 марта 1929, Москва, СССР) — российский философ, специалист по социальной философии и марксоведению, один из ведущих специалистов в области марксизма в мире. Доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР.
Биография
Родился 22 марта 1929 года в Москве.
В 1952 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, специализируясь по кафедре логики.
В 1952—1992 годах — научный сотрудник сектора Маркса-Энгельса Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Один из ведущих специалистов по подготовке 50-томного русскоязычного издания сочинений Маркса и Энгельса.
В 1972 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Место „Немецкой идеологии“ Маркса и Энгельса в истории марксизма».
В 1973 году присвоено звание старшего научного сотрудника.
С 1981 года — руководитель группы по подготовке академического Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса на языке оригинала (МЭГА), член международной редакционной комиссии этого издания.
В 1988 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и Энгельса».
С 1992 года — научный сотрудник Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории.
Профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Читает общий курс лекций «История политических учений: зарубежные социально-политические учения XIX — начала XX в.», специальный курс «Критический анализ социально-политической концепции Маркса и Энгельса», «Диалектика как методология», ведёт межфакультетский факультатив «Теория Маркса и социально-политические концепции XX в.».
К области научных интересов относятся история марксизма, материалистического понимания истории, философские рукописи Маркса и Энгельса.
Автор более 100 публикаций по вопросам марксоведения, истории и теории марксизма, в том числе 3 учебно-методических пособий.
Стаж научно-педагогической работы почти 50 лет. Подготовил пять кандидатов наук.
Научная деятельность
Г. А. Багатурия рассматривает наследие Маркса и Энгельса как научную теорию, а своей сверхзадачей считает выявление её подлинного содержания с целью использовать и развить её полезные стороны и приспособить к условиям современного мира. Он критикует господствовавшую одно время в СССР вульгаризацию и искажение марксизма, псевдомарксизм, суть общества «реального социализма», а также некомпетентную критику марксизма со стороны антикоммунистов.
Г. А. Багатурия подходит к наследию Маркса и Энгельса исторически, что находит своё отражение в трёх взаимосвязанных особенностях:
- рассмотрение в границах их эпохи, в которой жили Маркс и Энгельс, их концепции
- выявление становления и развития их взглядов в динамики
- поиск возможности использовать и дальше развивать положительные особенности содержания их теории, но лишь с непосредственным учётом новых исторических условий в современную эпоху, как и быстрого изменения этих самых условий.
Г. А. Багатурия путём синтеза содержательного и формального анализа изучил логическое строение теории Маркса и Энгельса в её целостности наряду с важнейшими из их произведений. Исторический материализм Г. А. Багатурия истолковывает, как включающий в себя осознание исторической особенности взаимодействия сознания и бытия, как и их определённое „переворачивание“ соотношения в будущем обществе. Им найден своеобразный „закон периферийного развития“ (возникновение на „периферии“ старой системы новой), а также некоторый всеобщий закон развития систем. Он рассматривает марксистскую методологию научного предвидения будущего как историческую экстраполяцию, в основе которой лежит материалистическое понимание истории.
Наряду с положительными сторонами марксистской теории Г. А. Багатурия также обнаружил в ней целый ряд внутренних противоречий. Им предложено новое толкование главной составляющей концепции коммунизма об уничтожении частной собственности на средства производства. Проявляется в том, что имеет место снятие, а никак не простое уничтожение. Это находит своё выражение в обобществление не всех, а лишь общественных (не индивидуальных) средств производства. При этом не обязательно всё воплощается в виде установлении права всего общества в целом на собственность. Марксистская идея об уничтожении старой государственной машины истолковывается Г. А. Багатурией как уничтожение бюрократизма, то есть отчуждённой от общества исполнительной власти.