Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Осипов, Сергей Иванович: биография

Ответ на этот вопрос дают произведения начала 1960-х годов: «Окраина деревни» (1960), «Натюрморт со скрипкой» (1960), «В Старой Ладоге» (1961), «Псковщина», «Псков. Улица» (1962), "Труворово городище" (1962), «Крепостная башня», «Стожок. Осень», «Крепость. Старый Изборск» (все 1963), «Сторожок Осель» (1963), «Сенокос» (1964), «Пора сенокосная» (1967) и другие. Особое значение в них отводится композиции. Все чаще Осипов уже не ищет привлекательный сюжет, дополняя потом его своей режиссурой, а сочиняет композицию, населяя её подсмотренным ранее в жизни и природе.

Поездки в Псков, Изборск, Суздаль, работа на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге обогатили художника бесценными уроками древних строителей соборов и крепостей, помогли понять, что овраги, холмы, русла рек, деревья, избы надо писать как элементы единой пространственной среды, как малые величины целого, активно участвующие в образовании его особенностей. И тогда, как считал ленинградский искусствовед Г. Ф. Голенький, появилась в пейзажах Осипова русская мягкая мелодичность, ясный ритм и та неповторимая соразмерность, по которой безошибочно узнаётся национальный характер ландшафта. А в его натюрмортах возникла крепкая «сколоченность», ладная выстроенность, «притертость», пригнанность всех элементов друг к другу, как в дедовском бревенчатом срубе.

Упрощая, а порой несколько деформируя предметы, Осипов подчеркивал их трёхмерную конструкцию и те внутренние силы, то напряжение, с которым их создала природа или человек. «Надо напомнить зрителю о скрытой энергии, наполнявшей каждую вещь. Для меня именно здесь родник поэзии, а не в рассказах о действии или событии», — признавался художник.

Действительно, можно сказать, что в холстах Осипова «ничего не происходит». Но в их безмолвной глубине удивительным образом оживают предания, вкусы, нравы народные, есть ощущение наших корней в отшумевшей жизни ушедших поколений. По меткому замечанию Л. В. Мочалова, пауза в развитии действия приобретает нескончаемую длительность, но это растянутое мгновение даёт нам время задуматься и услышать в сосредоточенной тишине собственный внутренний голос. Другими примечательными особенностями живописи Осипова становятся большая условность формы и всей композиции картины, заметное стремление к обобщениям, иносказанию, желание уйти от созерцательного натурализма к философской глубине и некоторой символике, не переходя однако грани, за которой живопись порывает с реальным миром. Стиль работ этого периода напоминает легкий «полукубизм», форму образуют плоскости и грани. Самый распространенный цвет — лиловый, в лиловых тонах Осипов пишет небо, воду, нейтральный фон, стену дома, удивительно тонко передавая настроение пейзажа.

Через все творчество Осипова проходит мысль о преемственности, о духовном и культурном наследовании. В его работах национальное прошлое не разлучено с современностью. Своими произведениями автор как бы утверждает идею о том, что красота, сотворенная предками, не утрачивает своего значения с течением времени. Она сохраняет способность благотворно влиять на людей и должна входить в духовный обиход современников. «Искренность, мудрая простота, ясная гармония форм и цвета позволяют ощутить древние традиции русского искусства, воспринятые автором не как бездумное использование приёма, а понятые во всей их сути нашим современником,» - писали в 1971 году об Осипове искусствоведы А. Губарев и А. Дмитренко.

Вершина творчества художника приходится на 1970-е — начало 1980-х годов. В этот период им создан ряд лучших произведений, главным образом в жанре натюрморта и пейзажа. Среди них «Старый Изборск. Башня» (1967), «Дикие цветы», «Погост Сенно», «Натюрморт с балалайкой» (все 1970), «Дом с аркой» (1972), «Заснеженный дворик», «Пейзаж с крепостью. Старый Изборск», «Осенняя ветка» (все 1974), «Городок Старица. Зима» (1974), «Натюрморт с белым кувшином» (1975), «Натюрморт с васильками» (1976), «Лесная речка» (1976), «Изборские откосы» (1978), «Стожок. Дождливый день» (1981), «Ранняя зелень» (1982), «Одуванчики» (1985) и другие. Картины Сергея Осипова вносят в ленинградскую живопись 1970-х гг. свою лепту, самобытность и значительность. В его картинах многое напоминает искусство древнерусских мастеров: лаконизм художественного языка, условность формы и выверенность композиции, находчивость в деталях, целостность и выразительность образа, построенного на незатейливом крестьянском материале.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ