Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Панчен-лама IX

Панчен-лама IX

Политики

Панчен-лама IX , тибетский религиозный и китайский политический деятель


Панчен-ламы
1. Кедруб Дже (1385—1438)
2. Сонам Чокланг (1438—1505)
3. Лобсанг Дондуп (1505—1568)
4. Чокьи Гьялцен (1570—1662)
5. Лобсанг Еше (1663—1737)
6. Палден Еше (1738—1780)
7. Тенпай Ньима (1782—1853)
8. Тенпай Вангчуг (1855—1882)
9. Чокьи Ньима (1883—1937)
10. Чокьи Гьялцен (1938—1989)
11. Чокьи Ньима (ТПИ; род. 1989)
Гьялцен Норбу (КНР; род. 1990)

Тубден Чокьи Ньима (тиб. ; 1883 — 1 декабря 1937) — Панчен-лама IX (VI), тибетский религиозный и китайский политический деятель.

Биография

В 1888 году Далай-лама XIII опознал нового тулку Панчен-ламы и даровал ему имя Тубден Чокьи Ньима.

В Тибете

В 1901 году Панчен-ламу в Ташилунпо посетил во время своей поездки в Тибет Агван Доржиев, получив от него некоторые наставления по тантре Калачакры, в частности, «молитву Шамбалы», составленную Панчен-ламой VI Лобсаном Палденом Еше. Чокьи Ньима передал Доржиеву ряд реликвий, включая несколько золотых статуэток. Представители Панчен-ламы участвовали в переговорах с командованием британской военной экспедиции в Тибет в 1903 году, остановившейся на землях, подконтрольных Ташилунпо, безуспешно пытаясь уговорить британцев уйти. В 1906 году по приглашению Панчен-ламы в Ташилунпо прибыл британский тибетолог Ч. А. Белл. В 1911 году, во время паломничества Далай-ламы к буддийским святыням Индии, Панчен-лама по инициативе своих чиновников прибыл в Лхасу, остановившись сначала в храме Джоканг, а затем — в летнюю резиденцию Далай-ламы Норбулинка. Он стал часто и дружески общаться с маньчжурским амбанем Лхасы Ляньюем, сопровождая последнего в театр и на званые вечера, что вызывало резкое недовольство горожан, которые однажды, во время совершения Панчен-ламой традиционной процессии вокруг Лхасы, забросали его и амбаня грязью. Исполняя некоторые функции Далай-ламы, Панчен-лама не принял предложение китайцев о становлении регентом страны.

В 1923 году тибетское правительство ввело новую систему налогообложения с целью покрыть собственные расходы на военные нужды, в связи с чем в казну Панчен-ламы переставала поступать львиная часть доходов. Вместе со своими чиновниками Чокьи Ньима бежал через Намру и Синин в Китай, во Внутреннюю Монголию из-за конфликта с главой Тибета Далай-ламой XIII, почувствовав угрозу собственной жизни после того, как его чиновников задержали в Лхасе, а монахам из Ташилунпо запретили занимать должности в тибетском правительстве — Гаден Побранге.

В Китае

В 1925 году Панчен-лама прибыл в Пекин, где ему был оказан радушный приём. В Китае Чокьи Ньима трудился над разработкой планов модернизации Тибета. После 1928 года китайское правительство в Нанкине поддерживало с ним тесные связи. В 1932 году Далай-лама пригласил Панчен-ламу вернуться, обещав возвратить все права и привилегии в обмен на согласие уплачивать спорный налог, и если его будут сопровождать лишь тибетцы, однако Чокьи Ньима настаивал на китайском военном эскорте и требовал передать ему во владение множество земель в Цзане. На участие и помощь со стороны Панчен-ламы рассчитывали монгольские повстанцы в ходе Хубсугульского восстания в 1932 году. Впоследствии правительство Монгольской народной республики связывало с его именем многие раскрытые во время чойбалсановских репрессий заговоры, направленные на свержение в Монголии Народного правительства. Специальное исследование показало, что Панчен-лама IX не поддерживал повстанцев в МНР, его целью было возвращение в Тибет, для чего он накапливал оружие в некоторых местах Внутренней Монголии и севера Тибета.

После смерти Далай-ламы, в начале 1935 года Панчен-лама направился в Синин, а в Нанкине появилось представительство Панчен-ламы как уполномоченного на западных границах. В марте 1937 года он прибыл в Джэкундо в Восточном Тибете и распространил сообщение о намерении войти в Лхасу в сопровождении 20 китайских чиновников и 500 солдат, однако с началом широкомасштабной японской агрессии Китай отозвал военный эскорт. Чокьи Ньима вернулся в Джэкундо, где и скончался 1 декабря.

Его гробница, разрушенная в ходе Культурной революции в КНР, была отстроена Панчен-ламой X в виде мемориального комплекса Таши Лангьяр в Ташилунпо, Шигадзе.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ