Пиццоло, Никколо: биография
В настоящее время предпринимаются попытки атрибутировать художнику анонимные рельефы и картины I половины XV века. В частности ему приписывается барельеф с изображением Мадонны с младенцем и Святой Иоанна из церкви Святого Сильвестра в приходе Vetrego. Некоторые из его барельефов запечатлены на фотографиях I половины XX века: Святая Клара и Святой Франциск Ассизский.
Особенности творчества
Никколо Пиццоло сумел соединить готику и ренессансные веяния. Готическая декоративность совмещена у него с ренессансным чувством полновесности форм реального мира. Элементы готики в его творчестве значительны: прихотливые изгибы обвивающих гирлянды лент, острота складок драпировок.
Композиции его фресок были подсказаны ему архитектурой помещения. В центральной грани апсиды имеется круглое окно, а боковые грани в соответствующих участках — сплошные. Никколо декорировал их изображениями таких же окон, через которые зритель заглядывает в кабинеты богословов. Художник выписывает каждый предмет на полке, каждый лист рукописи, изгибы опор книжных подставок, застежки книг.
Художник не всегда справлялся с техническими проблемами изображения. Фигура апостола Павла на его фреске выполнена с искажением пропорций.
В отличие от беспокойного характера самого художника его произведениям свойственны уверенное спокойствие и рационализм. «Его человек обладает самосознанием и величием, но в этом он не противопоставлен миру, он — прекрасное и совершенное, но всё-таки одно из множества его созданий».
Судьба творчества
Современники и потомки высоко оценивали творчество художника. Джорджо Вазари утверждает, что большую пользу Мантенья получил из соревнования в мастерстве
«… с падуанцем Никколо Пиццоло. …Якопо Скварчоне получил заказ на роспись капеллы Святого Христофора, что в церкви августинских братьев-отшельников в Падуе, и поручил её вышеназванному Никколо Пиццоло и Андреа. Никколо написал в ней Бога-отца, восседающего во славе в окружении учителей церкви, и его росписи считались впоследствии не уступающими по качеству работам Андреа в той же капелле. И действительно, если бы Никколо, который сделал мало вещей, но исключительно хорошие, получал столько же радостей от живописи, как от игры оружием, из него вышел бы отличный художник и он бы дольше прожил на этом свете, ибо, находясь всегда при оружии и имея много врагов, он однажды, возвращаясь с работы, подвергся нападению и был предательски убит. Насколько я знаю, от него не осталось других вещей, если не считать еще одного изображения бога-отца в капелле Урбана Префекта.»— Вазари, Джорджо. Жизнеописание Андреа Мантеньи, мантуанского живописца
Пиццоло успел за короткую жизнь создать не так много произведений. Уже Вазари мог назвать с уверенностью только две его достоверные работы — изображения бога-отца в церкви августинских братьев-отшельников и в капелле Урбана Перфекта. С течением времени работы Пиццоло отошли в тень более плодовитых мастеров. 11 марта 1944 года фрески Пиццоло в капелле Оветари были разрушены в ходе союзной бомбардировки. Фрагменты красочного слоя были бережно собраны, но восстановление фресок проблематично.
Интерес к творчеству Никколо Пиццоло возродился только в XX веке. Итальянский искусствовед Ригони привлёк внимание к его творчеству, а в СССР первая крупная статья о нём Н. В. Николаевой вышла в 1976 году.
Галерея
-
Базилика Святого Антония в Падуе
/li> -
Капелла Оветари
-
Никколо Пиццоло. Святой Григорий. Капелла Оветари
-
Никколо Пиццоло и Андреа Мантенья. Ассунта. Капелла Оветари
-
Никколо Пиццоло и Андреа Мантенья. Мученичество Святого Иакова. Капелла Оветари
-
Никколо Пиццоло (?). Мадонна с младенцем. 1450