Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Платонов, Николай Фёдорович: биография

Николая Платонова, тогда ещё не ушедшего в обновленчество, упоминает в своём предсмертном письме митрополит Вениамин (Казанский): «За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше её иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, учёность, и силы и дать место благодати Божией. Странны рассуждения некоторых, может быть и выдающихся пастырей — разумею Платонова, — надо хранить живые силы, то есть их ради поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать, — погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя».

Обновленческий священник

В 1923 году был арестован. По воспоминаниям Анатолия Краснова-Левитина: «Почитатели Платонова его оплакивают, готовятся служить панихиды о мученике за веру. <…> Через месяц в его квартире, 6 линия 11, ночью раздается звонок. Дрожащая Елизавета Михайловна открывает дверь и глазам не верит: на пороге стоит её муж, улыбающийся, веселый. „Выпустили“. И очередное перевоплощение. Платонов — ярый живоцерковник. Он носится как угорелый по Васильевскому острову. В короткий срок он все василеостровские церкви (кроме Киевского подворья — монахи-украинцы проявили чисто хохлацкое упрямство) приводит к Живой Церкви. Андреевский собор становится цитаделью церковного обновления. Каждое воскресение отец Николай Платонов, взойдя на кафедру, произносит проповеди. Он горой за Живую Церковь. Он произносит речи, очень яркие, очень эмоциональные, очень убедительные, в которых защищает Живую Церковь и громит тихоновцев»

С 1924 года — уполномоченный обновленческого Священного Синода по Ленинградской епархии и член Ленинградского епархиального управления.

Участвовал в «3-м Всероссийском Поместном Соборе» (втором обновленческом) согласно постановлением от 1 октября 1925 года был избран епископом.

Обновленческий епископ

8 ноября 1925 года в Екатерининской церкви, что на Васильевском острове хиротонисан во епископа Гдовского Ленинградской епархии, став первым женатым епископом в Ленинграде. Чин хиротонии совершали: митрополит Вениамин (Муратовский), архиепископ Михаил (Попов), архиепископ Николай (Соболев), архиепископ Александр (Сахаров), архиепископ Александр (Лебедев).

18 ноября 1925 года назначен обновленческим епископом Охтенским, викарем Ленинградской епархии.

С 1925 по 1929 год состоял профессором Ленинградского богословского института по кафедре экзегетики Нового Завета.

25 января 1926 года возведён в сан архиепископа и награждён бриллиантовым крестом на клобук. По воспоминаниям Анатолия Краснова-Левитина «настоящий хозяин Ленинградской епархии, власть которого, однако, оспаривал протопресвитер о. Александр Боярский». Выступал против Боярского где и как только мог.

Во время празднования 5-летнего юбилея обновленчества участвовал в торжественном богослужении в честь юбилея.

3 августа 1926 года становится членом обновленческого Священного Синода.

10 сентября 1926 года назначен заведующим информационно-организационных отделов при обновленческом Священном Синоде.

18 февраля 1927 года назначен заместителем председателя ЕУ и I викарием Ленинградской епархии.

С мая 1927 года — заместитель председателя Ленинградского ОМЦУ.

В 1930-е годы «начинает занимать в обновленческой иерархии более заметное место и не только спорит за влияние с А. И. Введенским, но уже оттесняет его на задний план».

В книге «Очерки истории русской церковной смуты» он в этот период характеризуется так: «Николай Федорович по-прежнему огромной популярностью пользуется среди народа. Снискав жгучую ненависть среди приверженцев старого православия, которые говорят о нём, как об агенте ГПУ и о предателе Церкви, он, тем не менее, является кумиром для огромной массы прихожан Андреевского собора. Настоятль служит почти каждое воскресение и каждый праздник. Его ораторский талант достигает в это время своего зенита и его яркие и эмоциональные речи волнуют слушателей. Его ораторское мастерство все совершенствуется. Если раньше Платонов во время речи не всегда соблюдал определённую меру, доходя в конце речи до истошного крика, то теперь ритм его речи становится все более четким и ясным. Он является в это время хозяином своего темперамента — и пламенные концовки его речей не имеют больше крикливых интонаций. Путем упорной работы над собой Платонов в это время преодолевает свои природные дефекты: гнусавость и шепелявость, его голос звучит во время проповеди мужественно и энергично, лишь в отдельные моменты, по тому напряжению, с которым произносятся отдельные фразы, внимательный слушатель чувствует, как трудно оратору преодолевать свой природный порок речи».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ