Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Платонов, Николай Фёдорович: биография

31 октября 1933 года умерла его первая жена — Елизавета Михайловна Платонова.

1 сентября 1934 года обновленческим Священным Синодом назначен митрополитом Ленинградским взамен ушедшего на покой митрополита Серафима (Руженцева). 9 сентября принял Ленинградскую епархию.

В первые же дни своего управления новый иерарх всячески старался повысить свой авторитет: имея кафедру в Спасо-Сенновском Успенском соборе, он присвоил Андреевскому собору название Митрополичьего Крестового Собора. Торжественные поездки в Карелию, Псков, Новгород и Боровичи должны были повысить его авторитет в провинциальных епархиях.

В августе 1936 года в Спасо-Преображенском соборе г. Ленинграда венчался с одной вдовой при наличии брошенной им законной жены и не разведённой. Свадьба происходила в соборе при наглухо закрытых дверях, в присутствии лишь небольшого числа прихожан. Новобрачный был одет в штатское — в синий (627) шеовитовый костюм — священник и диакон поминали врачующихся, как «рабов Божиих Николая и Марию» — без всяких титулов. Этот «скандальный» брак окончательно скомпрометировал его в глазах многих его бывших поклонников и почитателей по Андреевской церкви на Васильевском острове.

В сентябре 1937 года был вызван в ленинградское отделение НКГБ. Он пробыл там два дня. «Через двое суток, под вечер, Платонов пришел домой, осунувшийся, побледневший, но в хорошем настроении. „На днях уезжаем в Сочи“, — объявил он с места в карьер испуганной жене. Действительно, через три дня Платонов уехал отдыхать с женой в Сочи (обычно он ездил в Крым), И сразу же, после отъезда уставшего обновленческого владыки, в Ленинграде начались поголовные аресты обновленческого духовенства <…> От всего многочисленного ленинградского духовенства сразу осталась лишь жалкая горсточка, не более 10-15 человек».

В ноябре вернулся в Ленинград и приступил к управлению остатками Ленинградской обновленческой епархии. Однако, к всеобщему недоумение он совершенно перестал служить. Лишь 19 декабря на Николин день он единственный раз совершил богослужение.

В январе 1938 года вызвал к себе двух обновленческих священников: Михаила Бакулева и Сергия Румянцева, передал им указ по епархии, в котором говорилось, что Ленинградская епархия, вплоть до назначения нового митрополита, разделяется на две части: в управление одной её частью (Андреевский собор, Смоленское кладбище, Серафимовское кладбище) вступает прот. о. Михаил Бакулев. В управление другой её частью (Спасо-Сенновский собор, Спасо-Преображенский собор и церковь св. князя Владимира — на станции Лисий нос) — вступает о. Сергий Румянцев. После этого удалившись в свою комнату, переоделся в светский костюм, и, вернувшись, объявил: «Итак, теперь я не имею к Церкви никакого отношения и сегодня мною подано заявление о снятии сана — работайте без меня, желаю вам успеха».

На антирелигиозной работе

Через несколько дней в «Известиях» и в «Правде» было опубликовано отречение Н. Ф. Платонова. В одном из своих «отречений» он написал: «Рост культурной жизни страны, успехи социалистического строительства, изучение классиков марксизма-ленинизма способствовали изжитию былых религиозных предрассудков, и я с начала января 1938 г. по убеждению вышел из состава духовенства и ушел из церкви».

В книге «Очерки истории русской церковной смуты» отмечалось: «неизвестен ни один случай ухода из Церкви кого-либо из прихожан Андреевского собора. Самые верные почитатели Платонова, самые ярые его поклонники — такие, как Александра Ивановна Тележкина — без колебаний покинули Платонова — и он остался совершенно один».

4 апреля 1938 года освобожден от управления Ленинградской митрополией и исключен из списков обновленческого епископата.

По свидетельству Анатолия Краснова-Левитина: «В этих перевоплощениях — боль, мучительный надрыв. И в его пламенных, подчас истерических, сначала обновленческих, а потом и антирелигиозных, речах — желание убедить не столько других, сколько самого себя».

В 1938—1940 годы выступал в ленинградских домах культуры, на фабриках и заводах, рассказывая о том, почему он ушёл из Церкви.

Прослушал полный курс лекций в университете марксизма-ленинизма, на семинарах выступал с оценкой «отлично». В 1940—1941 годы работал научным сотрудником музея «Истории религии и атеизма» в помещении бывшего Казанского собора. Туда же он сдал свои архиерейские регалии, кои как экспонаты были выставлены.

В августе 1941 года была арестована его жена. Через месяц умер от голода двухлетний ребёнок, отданный отцом кому-то на воспитание.

Смерть

В феврале 1942 года, как писал Краснов-Левитин всеми оставленный, одинокий, голодный, он постучался к Александре Ивановне Тележкиной — своей старой прихожанке, обожавшей его всю жизнь. Она открыла перед ним свои двери и приютила в своей маленькой комнатке своего бывшего владыку — и поделилась с ним последним куском хлеба.

Перед смертью пришёл в Никольский морской собор, принадлежавший Патриаршей церкви, и принёс покаяние, о чём также написал Краснов-Левитин: "На третьей неделе Великого Поста, в среду, во время литургии Преждеосвященных Даров, в Николо-Морском соборе происходила общая исповедь. Исповедовал престарелый протоиерей о. Владимир Румянцев. Неожиданно в толпу исповедников замешался Н. Ф. Платонов — и начал громко каяться, ударяя себя в грудь. Затем в общей массе он подошел к священнику. О. Владимир — молча накрыл его епитрахилью и произнес разрешительную молитву. «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты простил меня! Веровал, верую и буду веровать! — Воскликнул он, отходя от Святой Чаши. Он умер на другой день, в холодную ленинградскую мартовскую погоду, и погребен на Смоленском кладбище в братской могиле, среди беспорядочной груды трупов умерших от голода людей».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ