Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рамануджа

Рамануджа

Философы

индуистский вайшнавский теолог, философ, ачарья и выдающийся проповедник традиции шри-вайшнавизма


Рамануджа (1077—1157, или 1017—1137) — индуистский вайшнавский теолог, философ, ачарья и выдающийся проповедник традиции шри-вайшнавизма. Философские идеи Рамануджи оказали значительное влияние на движение бхакти.

Рамануджа родился в семье тамильских брахманов в деревне, располагавшейся на территотии современного штата Тамилнад. Он принял в качестве гуру Ядава Пракашу, принадлежавшего к традиции адвайта-веданты, но позднее разошёлся с ним во взглядах и стал последователем учения вайшнавских святых-мистиков альваров — Натхамуни и Ямуначарьи. Рамануджа вошёл в историю как выдающийся проповедник философии вишишта-адвайта. Он выступил автором ряда влиятельных теологических текстов, среди которых выделяются комментарии к «Веданта-сутрам» и «Бхагавадгите».

Философия вишишта-адвайты Рамануджи получила своё дальнейшее развитие в двайте — теистическом дуализме Мадхвачарьи, и наряду с адвайта-ведантой Шанкары выделилась как одна из трёх наиболее влиятельных ведантических философских школ II тысячелетия. Рамануджа утвердил эпистемическое и сотериологическое значение бхакти, или преданности личностному божеству (в случае с Рамануджей — Вишну), как средство духовного освобождения (мокши). Он постулировал наличие множественности и различия между Атманом и Брахманом, в то же время не отрицая множественности индивидуальных душ и их способности осознать своё единство с Брахманом.

Биография

Достоверных сведений о жизни Рамануджи не существует. Его последователи составили несколько агиографий, некоторые из которых увидели свет спустя столетия после его смерти. Согласно агиографическим источникам, Рамануджа родился в семье брахманов в деревне Шриперумбудур (ныне в штате Тамилнад). Его мать звали Кантхиматхи, а отца — Кешава Сомаяджи. Утверждается, что Рамануджа прожил долгую жизнь — 120 лет (1017—1137). Однако, современные учёные стявят эти даты под сомнение. Основываясь на не относящихся к традиции шри-вайшнавизма храмовых записях и региональных литературных источниках XI—XII веков, учёные предполагают, что Рамануджа жил в период 1077—1157 годов.

Женившись, Ранамуджа переселился в Канчипурам, где в одном из местных ашрамов принял в качестве гуру Ядава Пракаша и начал изучать под его руководством философию адвайта-веданты. Рамануджа часто дискутировал со своим гуру, не соглашаясь с его толкованием ведийских текстов, в особенности упанишад. В конце концов Раманужда оставил Ядава Пракаша и самостоятельно продолжил изучение священных текстов.

Рамануджа попытался встретиться с другим выдающимся ведантистом того времени — Ямуначарьей, но как гласит предание, тот умер до того, как эта встреча состоялась. Однако, в ряде агиографий утверждается, что Ямуначарья чудесным образом восстал из мёртвых и назначил Рамануджу своим преемником — новым лидером вайшнавов. В одном из текстов утверждается, что оставив Ядава Пракаша, Рамануджа получил посвящение в шри-вайшнавизм от другого учёного-ведантиста, Перия Намби, также извесного под именем Махапурна. Утверждается, что Рамануджа оставил семейную жизнь и принял санньясу (уклад жизни в отречении). Однако, по мнению Катрин Янг, нет достоверных данных о том, принял ли Рамануджа отречение или оставался жить семейной жизнью.

Рамануджа стал жрецом в храме Варадхараджа в Канчипураме. Он начал проповедовать о том, что мокша не может быть достигнута через ниргуна Брахмана, а только через милость личностного (сагуна) божества, Вишну. В течение долгого времени Рамануджа оставался величайшим авторитетом в шри-вайшнавизме.

Агиографии

До наших дней дошло несколько агиографий Рамануджи. Одни из них были написаны в XII веке, другие — спустя несколько веков после его смерти, в частности в XVIII—XIX веках, уже после раскола шри-вайшнавской традиции на два течения — вадакалай и тенкалай, в каждом из которых появилась своя версия жизнеописания Рамануджи.

Современные учёные ставят под сомнение достоверность этих «легендарных биографий», в которых «добродетельное воображение» верующих «приукрасило исторические детали». В частности, учёные отвергают историчность таких невероятных эпизодов из жизни Рамануджи, как изучение им Вед в возрасте 8 дней, его личное общение с Богом, его сверхъестественные способности, с помощью которых он одерживал в верх в философских дебатах с буддистами и адвайтинами, или явление ему Бога во сне в ответ на молитвы с просьбой подсказать аргументы для философского спора.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ